ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА ДЛЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА И ТУРИЗМА В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема практико-ориентированной подготовки бакалавров туризма, направленная на подготовку специалистов на основе требований не только стандартов, но и с опорой на требования спортивно-туристической сферы труда, рынка труда в туриндустрии.
Образовательный стандарт 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм предполагает необходимость прямой интеграции результатов обучения с требованиями работодателей, соответствие образовательных программ профессиональным стандартам. Вместе с тем, при подготовке специалистов по данному направлению на уровне бакалавриата имеет ряда трудностей.
Основными из них являются отсутствие одноименного профессионального стандарта, несоответствие требований к уровню профессионального образования сотрудников в отраслевых документах сферы спортивно-оздоровительного туризма требованиям, сформулированными в принятых профессиональных стандартах. В статье представлена практико-ориентированная модель подготовки бакалавра для индустрии спортивно-оздоровительного туризма в вузе. Особенность модели является ориентация на новейшие образовательные и профессиональные стандарты, учет специфики функционирования индустрии спорта, туризма и гостеприимства региона, присутствие в модели нового элемента – профессиональной общественной аккредитации.
Представленная модель подготовки бакалавра для индустрии спорта и туризма позволит повысить интерес молодых людей к работе в сфере рекреации спортивно-оздоровительного туризма.
Литература
1. Айтхожаева, Е. Ж. Профессиональные стандарты и образовательные программы / Е. Ж. Айтхожаева // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: материалы междунар. науч.-метод. конф., Томск, 28 29 янв. 2016 г. Томск: Изд-во ТУСУРа, 2016. С. 4 15.
2. Белецкая, И. А. Этапы формирования готовности будущих специалистов сферы туризма как педагогический процесс / И. А. Белецкая // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 215 217.
3. Белоцерковский, А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26 31.
4. Власова, Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3 (27). С. 10 15.
5. Головченко, Т. П. Практико-ориентированная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма в вузе / Т. П. Головченко, И. Ю. Калинина, Н. В. Рубцова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 3(32). – С. 82 85.
6. Гусев, В. А. Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма / В. А. Гусев, В. А. Зацепин, М. Ю. Зацепина, В. Н. Лисачкина // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 312 315.
7. Зимина, Е. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) / Е. В. Зимина, У. В. Трохирова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2013. № 4. С. 18
8. Зуев, А. Н. К вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами / А. Н. Зуев, Н. В. Крючкова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. Череповец, 2016. С. 71 73.
9. Кострюкова, О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. С. 7 12.
10. Мишнина, Е. И. Оценка качества и профессиональной готовности будущих работников индустрии туризма в контексте запросов работодателей / Е. И. Мишнина // Организация производственных практик, стажировок и трудоустройства в высшей школе : материалы V Международной научно-практической конференции и круглого стола, Владимир, 18–20 апреля 2018 года. – Владимир, 2018. – С. 173-179.
11. Морозов, В. Ю. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы / В. Ю. Морозов, А. А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. 2015. №2(58). С. 88 99.
12. Полевая, М. В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт / М. В. Полевая. М.: ООО Технологии стратегического менеджмента, 2012. 124 с.
13. Плотникова, Е. Б. Особенности подготовки к профессии будущих менеджеров туристских предприятий / Е. Б. Плотникова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. – Т. 2. – С. 246-249.
14. Рубцова, Н. В. Современные тенденции и проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства (на примере регионов Сибирского федерального округа) / Н. В. Рубцова, И. Ю. Калинина, Е. А. Евдакимова // Экономика труда. 2019. – Т. 6, № 2. С. 991 1000.
15. Семенова, Л. В. Профессиональная подготовка специалистов: теоретические вопросы рамки квалификаций / Л. В. Семенова // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. – 2022. – № 14. – С. 42-49.
16. Стародубцев, В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе / В. А. Стародубцев // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 5. – С. 75-87.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, утвержденный приказом Минобрнауки России от «19» сентября 2017 г., № 943.
18. Федулин, А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи / А. Федулин // Bujet.ru. URL: https://bujet.ru/article/55618.php?ysclid=ltv4e9jtp8848727419
19. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (Зарегистрирован 03.03.2022 № 67610).
20. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
21. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
22. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Copyright (c) 2024 Валентин Дмитриевич Иванов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.