РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

  • Дмитрий Александрович Калмыков Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Ключевые слова: координационные способности, дети младшего школьного возраста с умствен- ной отсталостью, развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью, комплексный подход.

Аннотация

Представлена методика развития координационных способностей у детей младшего школьного
возраста с лёгкой степенью умственной отсталости на основе комплексного подхода, основанного
на поэтапном развитии видов координационных способностей. Актуальность данного исследования
обусловлена растущим из года в год количеством детей с интеллектуальной депривацией, которая по-
мимо дефектного развития познавательных способностей характеризуется отставанием в формирова-
нии двигательных способностей и особенно координационных.

Литература

Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И. Ю. Горская. – Омск, СибГАФК, 2000. – 212 с.

Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / О. А. Двейрина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2008. – № 1 (35). – С. 35–38.

Калмыков, Д. А. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития / Д. А. Калмыков, Г. И. Дерябина, О. С. Терентьева, В. Л. Леренер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов. – 2018. – Т.23. – № 175. – С. 69-80.

Ковалев, С. А. Применение программ различной направленности для совершенствования двигательных способностей школьников-олигофренов: диссертация ... кан. пед. наук / С. А. Ковалев. – Майкоп, 2002. – 165 с.

Никонов, Е. В. Коррекция психомоторного состояния учащихся 10–12 лет с отклонениями в умственном развитии средствами футбола: диссертация ... канд. пед. наук / Е.В. Никонов. – Москва, 2004. – 169 с.

Загузова, С. А. Комплексная коррекция двигательных и функциональных нарушений умственно отсталых школьников в процессе дополнительных физкультурных занятий: диссертация ... канд. пед. наук / С. А. Загузова. – Тамбов, 2007. – 174 с.

Ивинский, Д. В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: диссертация... канд. пед. наук / Д. В. Ивинский. – Тамбов, 2007. – 166 с.

Корнев, А. В. Коррекция двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью на физкультурных занятиях в условиях детского дома-интерната: диссертация ... канд. пед. наук / А. В. Корнев. – Шуя, 2008. – 158 с.

Медникова, Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: диссертация ... канд. пед. наук / Л. С. Медникова. – Москва, 1995. – 207 с.

Синельникова, Т. В. Совершенствование координационных способностей умственно отсталых школьников 9–12 лет : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Синельникова. – Омск, 2000. – 202 с.

Стрекалов, А. С. Сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры: диссертация ... канд. пед. наук / А. С. Стрекалов. – Тамбов, 2012. – 215 с.

Шакурова, Л. В. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12–13 лет оздоровительно-коррекционными средствами: диссертация ... канд. пед. наук / Л. В. Шакурова. – Набережные Челны, 2009. – 171 с.

References

Gorskaya I.Y. Bazovye koordinacionnye sposobnosti shkolnikov s razlichnym urovnem zdorovya: monografiya [Basic coordination abilities of schoolchildren with different health states: monograph]. Omsk, 2000. Pp.

(In Russ.).

Dweirin O.A. Koordinacionnye sposobnosti: opredelenie ponyatiya, klassifikacii form proyavleniya [Coordination abilities: definition of the concept, classification of demonstration forms]. Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2008, no. 1 (35), pp. 35–38. (In Russ.).

Kalmyikov D.A., Deryabina G.I., Terenteva O.S., Lerener V.L. Uchet ierarhichnosti ispolzovaniya sredstv formirovaniya vidov koordinatsionnyih sposobnostey kak neobhodimoe uslovie sovershenstvovaniya protsessa ih razvitiya [the Accounting of hierarchy of use of means of formation of the types of coordination abilities as a necessary condition for the improvement of the process of their development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki [Bulletin of Tambov University. Series:

Humanities], Tambov, 2018, vol. 23, no. 175, pp. 69–80. (In Russ.).

Kovalev S.A. Primenenie programm razlichnoy napravlennosti dlya sovershenstvovaniya dvigatelnyih sposobnostey shkolnikov-oligofrenov: dissertatsiya ... kan. ped. nauk [Application programs of various kinds for the improvement of motor abilities of school-age children mental retardation. Thesis]. Maykop, 2002. 165 p. (In Russ.).

Nikonov E.V. Korrektsiya psihomotornogo sostoyaniya uchaschihsya 10– 12 let s otkloneniyami v umstvennom razvitii sredstvami futbola: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Correction of psychomotor state of students 10-12 years with deviations in mental development by means of football. Thesis].Moscow, 2004. 169 p. (In Russ.).

Zaguzova S.A. Kompleksnaya korrektsiya dvigatelnyih i funktsionalnyih narusheniy umstvenno otstalyih shkolnikov v protsesse dopolnitelnyih fizkulturnyih zanyatiy: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Complex correction

of motor and functional disorders of mentally retarded students in the process of additional physical training. Thesis]. Tambov, 2007. 174 p. (In Russ.).

Ivinskiy D.V. Razvitie dvigatelnyih kachestv u umstvenno otstalyih shkolnikov v usloviyah spetsialnoy (korrektsionnoy) shkolyi-internata VIII vida: dissertatsiya... kand. ped. nauk [the Development of motor qualities in mentally retarded students in a special (correctional) boarding school VIII type. Thesis]. Tambov, 2007. 166 p. (In Russ.).

Kornev A.V. Korrektsiya dvigatelnyih deystviy detey s umerennoy umstvennoy otstalostyu na fizkulturnyih zanyatiyah v usloviyah detskogo doma-internata: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Correction of motor actions

of children with moderate mental retardation in physical education classes in the orphanage. Thesis]. Shuya, 2008. 158 p. (In Russ.).

Mednikova L.S. Razvitie chuvstva ritma u doshkolnikov s otstavaniem v umstvennom razvitii: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Development of sense of rhythm in preschool children with mental retardation. Thesis]. Moscow, 1995. 207 p. (In Russ.).

Sinelnikova T.V. Sovershenstvovanie koordinatsionnyih sposobnostey umstvenno otstalyih shkolnikov 9–12 let : dis. ... kand. ped. nauk [Improvement of coordination abilities of mentally retarded pupils of 9-12

years. Thesis]. Omsk, 2000. 202 p. (In Russ.).

Strekalov A.S. Sopryazhennoe razvitie dvigatelnyih i poznavatelnyih sposobnostey detey starshego doshkolnogo vozrasta s umstvennoy otstalostyu sredstvami adaptivnoy fizicheskoy kulturyi: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Conjugate development of motor and cognitive abilities of preschool children with mental retardation by means of adaptive physical culture. Thesis]. Tambov, 2012. 215 p. (In Russ.).

Shakurova L.V. Fizicheskoe vospitanie umstvenno otstalyih shkolnikov 12–13 let ozdorovitelno-korrektsionnyimi sredstvami: dissertatsiya ... kand. ped. nauk [Physical education of mentally retarded students 12-13 years of health and correctional facilities. Thesis]. Naberezhnyie Chelnyi, 2009. 171 p. (In Russ.).

Опубликован
12-03-2020
Как цитировать
Калмыков, Д. А. (2020). РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 4(4), 34-41. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2019-14406
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА