ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ В СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

  • Вера Степановна Макеева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Москва, Россия.
  • Евгения Александровна Широкова Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга, Россия.
  • Ксения Евгеньевна Бруй Московский государственный областной университет. Москва, Россия.
  • Галина Александровна Ямалетдинова Гуманитарный университет. Екатеринбург, Россия.
Ключевые слова: студенты вуза, субъективная оценка, качество жизни, мотивы, физическая культура, потенциал здоровья, стратегии поведения, двигательная активность, физическое и пси- хологическое благополучие.

Аннотация

Будущее развития общества учёные связывают с понятиями «качество жизни» и компонентов, со-
ставляющих его структуру. Рассмотрены вопросы накопления потенциала здоровья студентами ву-
зов. Раскрыта роль физической активности во взаимосвязи субъективного восприятия благополучия,
процесса адаптации к условиям обучения в вузе, выбора стратегий поведения.

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авраменко, В. Г. Личностный адаптационный потенциал как фактор успешной адаптации выпускника вуза к профессиональной среде / В. Г. Авраменко // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. – 2011. – № 3 (9). –С. 157–164.

Арендачук, И. В. Воспитательная работа как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде вуза / И. В. Арендачук // Вестник. Московского университета. Серия. 20. Педагогическое образование. – 2015. – № 4. – С. 81–91.

Евстифеева, Е. А. Междисциплинарные исследования качества жизни и адаптационного потенциала подростков / Е. А. Евстифеева, Ю. А. Алексеева, С. И. Филиппченкова, Е. В. Денисова, Л. А. Мурашова // Врач-аспирант. – 2015. – № 1.2 (68). – С. 250–259.

Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие / Г. М. Зараковский. – М. : Смысл, 2009. – 319 с.

Изуткин, Д. А. Потенциал здоровья человека в контексте его социально-биологической сущности / Д. А. Изуткин // Медицинский альманах. – 2009. – № 1 (6). – С. 21–25.

Маджуга, А. Г. Концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодежи в условиях постиндустриального общества / А. Г. Маджуга, Л. Б. Абдуллина, Д. П. Самородов, Н. Н. Малярчук // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т.7. – №5. –С. 128–145.

Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / составители: Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 144 с.

Краюшкина, Н. А. Социально-психологическая адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности и копинг-стратегии на примере подготовки будущих менеджеров / Н. А. Краюшкина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2014. – № 16 (702). – С. 88–96.

Макаров, А. В. Дуализм представлений о «качестве жизни» в современном российском обществе / А. В. Макаров, М. И. Михеев, Д. Д. Чистякова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. № 12 (62). C. 118–123.

Макеева, В.С. Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры / В. С. Макеева, Д. О. Поляков, В. Н. Пушкина // Российский психологический журнал. – 2015. – Т. 12. – № 4. – С. 46–54.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // PSYLAB: Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. – URL: http://psylab.ifo/Многоуровневый_личностный_опросник_"Адаптивность"

Руденко, В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 38.

Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности: Монография / С. Т. Посохова. – СПб, 2001. – 240 с.

Пыткин, А. Н. Качество жизни, здоровье и благополучие человеческого потенциала и человеческого капитала / А. Н. Пыткин, Г. В. Клименков // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2012. – № 1 (1). – С. 33–40.

Сманцер, Т. А. Эколого-физиологические особенности адаптации студентов вуза к обучению / Т. А. Сманцер, Е. С. Барышева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011.– № 12. – С. 301-302.

Субетто, А. И. Теория качества жизни: монография / А. И. Субетто. – СПб. : Астерион; 2017. – 280 с.

Тодоров, А. С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций / А. С. Тодоров. – М. : Прогресс, 1980. – 224 с.

Хамидуллин, Р. Ф. Социальный потенциал физической культуры и спорта в воспроизводстве здоровья населения: социологический анализ / Р. Ф. Хамидуллин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 5. – Ч. 3. – С. 198–201.

Ямалетдинова, Г. А. Эффективность самоуправления познавательной деятельностью студентов в процессе изучения дисциплины «Физическая культура» / Г. А. Ямалетдинова, В. С. Макеева, В. С. Пушкина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2016. – № 3. – С. 77–83.

Grossman, M. On the concept of health capital and the demand for health / M. Grossman // Journal of Political Economy. – 1972. –Vol. 80. – no. 2. – P. 223–255.

Pill, R., Peters T. J., Robling M. R. Social Class and Preventive Health Behаviour: a British example / R. Pill, T. J. Peters, M. R. Robling // Journal of Epidemiology & Community Health. – 1995. – no. 49 (1). – P. 28–32.

Hosseini, Z., Aghamolaei T., Ghanbarnejad A. Prediction of Health Promoting Behaviors Through the Health Locus of Control in a Sample of Adolescents in Iran // Health Scope. – 2017. no. 6 (2). – URL: http://jhealthscope.com/en/articles/13126.html

Leventhal, H., Brissette I., Leventhal E. A. The common-sense model of self-regulation of health and illness / H. Leventhal, I. Brissette, E. A. Leventhal // Self-regulation of health and illness behavior. – 2003. – Vol. 1. – P. 42–65.

Radevskaya, N. S., Veselova E. K., Dvoretskaya M. Y., Korjova E. Y., Monakhova L.Y. Educational Environment of University – A Model of International Students’ Socio-Psychological Adaptation to the Ethno-Cultural Characteristics of Society / N. S. Radevskaya, E. K. Veselova, M. Y. Dvoretskaya, E. Y. Korjova, L. Y. Monakhova // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2016. – Vol. 7. – № 2 (14). – P. 291–298.

Wenzel, L., Glanz K., Lerman C. Stress, coping and health behavior // Health Behavior and Health Education / L. Wenzel, K. Glanz, C. Lerman. – San Francisco: Jossey-Bass, 2002. – P. 210–239.

Sarvir, I. «Get Rid of Stress» – Best relaxation and autogenic training techniques / I. Sarvir. – М.: Exmo, 2006. – p. 320

Rezaeipour, A, Youssefi F, Mahmoudi M, Shakeri M. Relationship between Adolescents' Nutritional and Physical Activity Behaviors with their Perceptions about Parents' Lifestyle Behaviors / A. Rezaeipour, F. Youssefi, M. Mahmoudi, M. Shakeri // Hayat. – 2007. – no. 13 (3). – P.17–25.

Michalos Alex Social indicators research and health-related quality of life research / Alex Michalos // Social indicators research. – 2004. –T. 65. – no. 1. – P. 27–72.

REFERENCES

Avramenko V.G. Lichnostnyiy adaptatsionnyiy potentsial kak faktor uspeshnoy adaptatsii vyipusknika vuza k professionalnoy srede [Personal adaptation potential as a factor of successful adaptation of the graduate to the professional environment]. Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya [Bulletin of the Moscow state Academy of business administration], 2011, no. 3 (9), pp. 157–164. (In Russ.).

Arendachuk I.V. Vospitatelnaya rabota kak komponent psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii pervokursnikov k obrazovatelnoy srede vuza [Educational work as a component of psychological and pedagogical support of adaptation of first-year students to the educational environment of the University]. Vestnik. Moskovskogo universiteta. Seriya. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Vestnik. Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education], 2015, no. 4, pp. 81–91. (In Russ.).

Evstifeeva E.A., Alekseeva Yu.A., Filippchenkova S.I., Denisova E.V., Murashova L.A. Mezhdistsiplinarnyie issledovaniya kachestva zhizni i adaptatsionnogo potentsiala podrostkov [Interdisciplinary studies of quality of life and the adaptive capacity of adolescents]. Vrach-aspirant [Doctor-graduate student], 2015, no. 1.2 (68), pp. 250–259. (In Russ.).

Zarakovskiy G.M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii. Psihologicheskie sostavlyayuschie [The Quality of life of the population of Russia. Psychological components]. Moscow, 2009. 319 p. (In Russ.).

Izutkin D.A. Potentsial zdorovya cheloveka v kontekste ego sotsialno-biologicheskoy suschnosti [The Potential of human health in the context of its socio-biological entity]. Meditsinskiy almanah [Medical almanac], 2009, no. 1 (6), pp. 21–25. (In Russ.).

Madzhuga A.G., Abdullina L.B., Samorodov D.P., Malyarchuk N.N. Kontseptualno-teoreticheskie osnovyi zdorovesozidayuschego vospitaniya uchascheysya molodezhi v usloviyah postindustrialnogo obschestva [Conceptual and theoretical foundations of health creative education of students in a postindustrial society]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University], 2017, T.7, no. 5, pp. 128–145. (In Russ.).

Kratkiy entsiklopedicheskiy slovar: Adaptivnaya fizicheskaya kultura [Short encyclopedic dictionary: Adaptive physical culture]. Moscow, 2003. 144 p. (In Russ.).

Krayushkina N.A. Sotsialno-psihologicheskaya adaptatsiya studentov vuza k professionalnoy deyatelnosti i koping-strategii na primere podgotovki buduschih menedzherov [Social and psychological adaptation of University students to professional activity and coping strategy on the example of training of future managers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow state linguistic University], 2014, no. 16 (702), pp. 88–96. (In Russ.).

Makarov A.V., Miheev M.I., Chistyakova D.D. Dualizm predstavleniy o «kachestve zhizni» v sovremennom rossiyskom obschestve [the Dualism of the notions of "quality of life" in the modern Russian society]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosyi teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. Theory and practice], 2015, no. 12 (62), pp. 118–123. (In Russ.).

Makeeva V.S., Polyakov D.O., Pushkina V.N. Turizm v formirovanii professionalno znachimyih lichnostnyih kachestv studentov sferyi fizicheskoy kulturyi [Tourism in the formation of professionally significant personal qualities of students in the sphere of physical culture]. Rossiyskiy psihologicheskiy zhurnal [Russian psychological journal], 2015, T. 12, no. 4, pp. 46–54. (In Russ.).

Mnogourovnevyiy lichnostnyiy oprosnik «Adaptivnost» [Multilevel personality questionnaire «Adaptability»] PSYLAB: Entsiklopediya psihodiagnostiki [PSYLAB: encyclopedia of psychodiagnostics]. Available at: http://psylab.ifo/Mnogourovnevyiy_lichnostnyiy_oprosnik_"Adaptivnost"(In Russ.).

Rudenko V.N., Gukalenko O.V. Tsivilizatsionno-kulturologicheskaya paradigma razvitiya universitetskogo obrazovaniya [Civilizational-culturological paradigm of development of University education]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 6, pp. 38. (In Russ.).

Posohova S.T. Psihologiya adaptiruyuscheysya lichnostmi [Psychology adaptable personality]. St. Petersburg, 2001. 240 p. (In Russ.).

Pyitkin A.N., Klimenkov G.V. Kachestvo zhizni, zdorove i blagopoluchie chelovecheskogo potentsiala i chelovecheskogo kapitala [Quality of life, health and well-being of human potential and human capital]. Vestnik. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Bulletin. Science, education, Economics. Series: Economy], 2012, no. 1 (1), pp. 33–40. (In Russ.).

Smantser T.A., Baryisheva E.S. Ekologo-fiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentov vuza k obucheniyu [Ekologo-physiological features of adaptation of students to training]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg state University], 2011, no. 12, pp. 301–302. (In Russ.).

Subetto A.I. Teoriya kachestva zhizni [The theory of quality of life]. St. Petersburg, 2017. 280 p. (In Russ.).

Todorov A.S. Kachestvo zhizni. Kriticheskiy analiz burzhuaznyih kontseptsiy [Quality of life. Critical analysis of bourgeois concepts]. Moscow, 1980. 224 p. (In Russ.).

Hamidullin R.F. Sotsialnyiy potentsial fizicheskoy kulturyi i sporta v vosproizvodstve zdorovya naseleniya: sotsiologicheskiy analiz [The social potential of physical culture and sports in the reproduction of the population's health: a sociological analysis]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosyi teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art. Theory and practice], 2014, no. 5, pt. 3, pp. 198–201. (In Russ.).

Yamaletdinova G.A. Makeeva V.S. Pushkina V.N. Effektivnost samoupravleniya poznavatelnoy deyatelnostyu studentov v protsesse izucheniya distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» [The effectiveness of the cognitive activity of students in the study of the discipline «Physical culture»]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport [Proceedings of the Tula state University. Physical culture. Sport], 2016, no. 3, pp. 77–83. (In Russ.).

Grossman M. On the concept of health capital and the demand for health. Journal of Political Economy. 1972. Vol. 80. no. 2. P. 223–255. (In Engl.).

Pill R., Peters T.J., Robling M.R. Social Class and Preventive Health Behаviour: a British example. Journal of Epidemiology & Community Health. 1995. no. 49 (1). P. 28–32. (In Engl.).

Hosseini Z., Aghamolaei T., Ghanbarnejad A. Prediction of Health Promoting Behaviors Through the Health Locus of Control in a Sample of Adolescents in Iran. Health Scope. 2017. no. 6 (2). Available at: http://jhealthscope.com/en/articles/13126.html (In Engl.).

Leventhal H., Brissette I., Leventhal E.A. The common-sense model of self-regulation of health and illness. Self-regulation of health and illness behavior. 2003. Vol. 1. P. 42–65. (In Engl.).

Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Y., Korjova E.Y., Monakhova L.Y. Educational Environment of University – A Model of International Students’ Socio-Psychological Adaptation to the Ethno-Cultural Characteristics of Society. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol. 7. no. 2 (14). P. 291–298. (In Engl.).

Wenzel L., Glanz K., Lerman C. Stress, coping and health behavior. Health Behavior and Health Education. San Francisco: Jossey-Bass, 2002. P. 210–239. (In Engl.).

Sarvir I. «Get Rid of Stress» – Best relaxation and autogenic training techniques. М.: Exmo, 2006. p. 320 (In Engl.).

Rezaeipour A, Youssefi F, Mahmoudi M, Shakeri M. Relationship between Adolescents' Nutritional and Physical Activity Behaviors with their Perceptions about Parents' Lifestyle Behaviors. Hayat. 2007. no. 13 (3). P. 17–25. (In Engl.).

Michalos Alex Social indicators research and health-related quality of life research. Social indicators research. 2004. T. 65. no. 1. P. 27–72. (In Engl.).

Опубликован
20-05-2020
Как цитировать
Макеева, В. С., Широкова, Е. А., Бруй, К. Е., & Ямалетдинова, Г. А. (2020). ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ В СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 4(1), 65-74. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/168