ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ГЕРОНТОГОГИКА

  • Оксана Владимировна Токарь Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Российская Федерация
  • Ольга Павловна Степанова
  • Наталья Геннадьевна Баженова
  • Елена Юрьевна Шпаковская Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Российская Федерация
  • Мариям Равильевна Арпентьева Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. Калуга, Российская Федерация
Ключевые слова: герагогика, геронтогогика, благополучие, спорт, адаптивная физическая куль- тура, туризм.

Аннотация

Рассматриваются разные теории старения, выделяются основные проблемы стареющих людей,
даются рекомендации по работе с разными типами людей в контексте выделяемых данными теория-
ми проблем старения и старости. Актуальность осуществлённого исследования связана с попыткой
целостного осмысления проблем адаптивной физической культуры и спорта в контексте разработки
и реализации технологий и программ сопровождения пожилых и старых людей в контексте гераго-
гики (геронтогогики).

Литература

Анцыферова, Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994.– № 3. – С. 99–105.

Арпентьева, М. Р. Отношения пожилых и старых людей к себе и миру и варианты психологической помощи / М. Р. Арпентьева // Клиническая геронтология. – 2017. – № 9–10. – С. 4–6.

Арпентьева, М. Р. Философско-антропологические аспекты современной педагогики, адрагогогики и геронтогогики / М. Р. Арпентьева // Образование взрослых в условиях современности. Сб. науч. ст. V Междун. научно-практ. конф. 8–9 декабря 2017 г.. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – С. 6–12.

Бутовская, М. Л. Агрессия и мирное сосуществование / М. Л. Бутовская, В. Н. Буркова, В. М. Тименчик, Е. Ю. Бойко. – М. : Научный мир, 2006. – 275 с.

Вершловский, С.Г. Андрагогика / С. Г. Вершловский. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 148 с.

Горлова, Е. Б. Формирование системы просвещения пожилых людей в России и за рубежом / Е. Б. Горлова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2012. – № 2 (31). – С. 156–159.

Ермак, Н. А. Социально-педагогические предпосылки развития герагогики / Н. А. Ермак // Педагогика. – 2011. – № 9. – С. 34–41.

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т. 2. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – С. 452–547.

Кононыгина, Т. М. Герагогика / Т. М. Кононыгина. – Орел: Красная строка, 2006. – 166 с.

Краснова, О. В. Социальная психология старения / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

Левин, П. Око настоящего возрождения в пошаговых фотографиях / П. Левин. – М.: АСТ, 2014. – 170 с.

Левин, П. Око настоящего возрождения / П. Левин. – М.: АСТ, 2013. – 130 с.

Летфуллин, И. С. Как быстро сесть на шпагат / И. С. Летфуллин. – Набережные Челны: Камский политех. ин-т, 1998. – 258 с.

Пожилые люди: стратегии социальной помощи / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 131 с.

Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб.: СО им. М. М. Ковалевского, 2001. – 380 с.

Baltes, P. B., Baltes M. Optimierung durch Selektion und Kompensation / P. B. Baltes, M. Baltes // Zeitschrift für Pädagogik. – 1989. – Bd. 35. – S. 85-105.

Bollnow, O. Fr. Das hohe Alter / O. Fr. Bollnow // Neue Sammlung. – 1962. – Heft 5. – № 2. Jahrg. – P. 385–396.

Borscheid, P. Plädoyer für eine Geschichte des Alltäglichen / P. Borscheid // Ehe, Liebe, Tod / P. Borscheid, H.J. Teuteberg. – Münster: Coppenrath, 1983. – S. 1–14.

Bubolz-Lutz, El. Geragogik. Das Lehrbuch / El. Bubolz-Lutz, E. Gösken, C. Kricheldorff, R. Schramek. – Kohlhammer, Stuttgart 2010. – 450 s.

Bubolz-Lutz, E. Anding, Angela. Bildung im Alter / El. Bubolz-Lutz. – Leipzig-Weissenfels: Verlag Ille Riemer, 2002. – 254 s.

Habermas, J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation / J. Habermas // Ders, H.D. Kultur und Kritik. – Frankfurt am Main, 1973. – S. 118–194.

Havighurst, R.J. Successful aging / R. J. Havighurst // Processes of aging / Eds. by Tibbits C., Donahue W., Williams. – New York, 1963. – Р. 299–320.

Klingenberger, H. Ganzheitliche Geragögik / H. Klingenberger. – Obb: Klinkhardt, 1992. – 347 s.

Stallings, M. C., Dunham C. C., Gatz M. Relationships among life events / M. C. Stallings, C. C. Dunham, M. Gatz // Journal of Applied Gerontology. –1997. – Vol. 16. – pp. 104.

Tews, H. P. Das Alter und die Politik / H. P. Tews // Die ergraute Gesellschaft / DZA (Hrsg.). – Berlin, 1987. – S. 141–188.

REFERENCES

Antsiferova L.I. Novyye stadii pozdney zhizni: vremya teploy oseni ili surovoy zimy? [New stages of late life: a time of warm autumn or harsh winter?]. Psihologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 1994, no.3. pp.

–105. (In Russ.).

Arpenteva M.R. Otnosheniya pozhilyih i staryih lyudey k sebe i miru i variantyi psihologicheskoy pomoschi [Relationship of elderly and old people towards themselves and the world and options for psychological help].

Klinicheskaya gerontologiya [Clinical gerontology], 2017, no. 9–10, pp. 4–6. (In Russ.).

Arpenteva M.R. Filosofsko-antropologicheskie aspektyi sovremennoy pedagogiki, adragogogiki i gerontogogiki [Philosophical-anthropological aspects of modern pedagogy, andragogika and gerontologii]. Obrazovanie vzroslyih v usloviyah sovremennosti. Sb. nauch. st. V Mezhdun. nauchnoprakt. konf. 8–9 dekabrya 2017 g.[ adult Education in the context of modernity. Sat. nauch. article V International. scientific practice. Conf. 8-9 December 2017]. Ekaterinburg, 2017. Pp. 6–12. (In Russ.).

Butovskaya M.L., Burkova V.N., Timenchik V.M., Boyko E.Yu. Agressiya i mirnoe sosuschestvovanie [Aggression and peaceful coexistence]. Moscow, 2006. 275 p. (In Russ.).

Vershlovskiy S.G. Andragogika [Andragogy]. Sankt Petersburg, 2014. 148 p. (In Russ.).

Gorlova E.B. Formirovanie sistemyi prosvescheniya pozhilyih lyudey v Rossii i za rubezhom [Formation of the system of education of elderly people in Russia and abroad]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo

tehnicheskogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus state technical University], 2012, no. 2 (31), pp. 156–159. (In Russ.).

Ermak N.A. Sotsialno-pedagogicheskie predposyilki razvitiya geragogiki [Socio-pedagogical conditions of development of paragogic]. Pedagogika [Pedagogy], 2011, no. 9, pp. 34–41. (In Russ.).

Komenskiy Ya. A. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya: V 2-h vol., Vol. 2. [Selected pedagogical works: In 2-h vol., Vol. 2.]. Moscow, 1982. Pp. 452–547. (In Russ.).

Kononyigina T.M. Geragogika [Geragogika]. Orel, 2006. 166 p. (In Russ.).

Krasnova O.V., Liders A.G. Sotsialnaya psihologiya stareniya [Social psychology of aging]. Moscow, 2002. 288 p. (In Russ.).

Levin P. Oko nastoyaschego vozrozhdeniya v poshagovyih fotografiyah [Eye of the present the Renaissance step-by-step photographs]. Moscow, 2014. 170 p. (In Russ.).

Levin P. Oko nastoyaschego vozrozhdeniya v poshagovyih fotografiyah [Eye of the present the Renaissance step-by-step photographs]. Moscow, 2013. 130 p. (In Russ.).

Letfullin I.S. Kak byistro sest na shpagat [How to do the splits]. Naberezhnyie Chelnyi, 1998. 258 p. (In Russ.).

Pozhilyie lyudi: strategii sotsialnoy pomoschi [Older persons: social assistance strategies]. Ulyanovsk, 2016. 131 p. (In Russ.).

Smirnov P.I. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. Sankt Petersburg, 2001. 380 p. (In Russ.).

Bollnow O.Fr. Das hohe Alter. Neue Sammlung. Heft 5, №2. Jahrg. 1962, ss. 385–396. (In German).

Borscheid P., Teuteberg H.J. Plädoyer für eine Geschichte des Alltäglichen. Münster: Coppenrath, 1983, ss. 1-14. (In German).

Bubolz-Lutz El., Gösken E., Kricheldorff C., Schramek R. Geragogik. Das Lehrbuch. Kohlhammer, Stuttgart 2010. 450 s. (In German)

Bubolz-Lutz, E. Anding, Angela. Bildung im Alter. Leipzig-Weissenfels: Verlag Ille Riemer, 2002. 254 s. (In German).

Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation. In: Ders, H.D. Kultur und Kritik, Frankfurt am Main, 1973, ss. 118–194. (In German).

Havighurst R.J. Successful aging.Ib: Tibbits C., Donahue W., Williams J. Processes of agin. New York, 1963, pp. 299–320. (In Engl.).

Klingenberger H. Ganzheitliche Geragögik. Obb: Klinkhardt, 1992. 347s. (In German).

Stallings, M.C., Dunham C.C., Gatz M. Relationships among life events. Journal of Applied Gerontology. 1997. Vol. 16, pp. 104-106. (In Engl.).

Tews H.P. Das Alter und die Politik. In: DZA (Hrsg.). Die ergraute Gesellschaft. Berlin, 1987, ss. 141-188. (In German).

Опубликован
12-03-2020
Как цитировать
Токарь, О. В., Степанова, О. П., Баженова, Н. Г., Шпаковская, Е. Ю., & Арпентьева, М. Р. (2020). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ГЕРОНТОГОГИКА. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 4(4), 55-60. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2019-14409
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА