ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МАРШРУТОВ УЧЕБНО-СПОРТИВНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПОХОДОВ
Аннотация
Аннотация. Разработана модель эталонного маршрута пешеходного учебно-спортивного похода для подготовки инструкторов-методистов по туризму в учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры». Модель определяет структуру маршрута и требуемые показатели его учебно-спортивных, рекреационных и технологических качеств. Проведена сравнительная оценка качества учебно-спортивных маршрутов, применявшихся в образовательном процессе университета в период с 2005 по 2018 гг. и эталонного маршрута. Предложен учебно-спортивный маршрут высокого качества для использования на этапе начальной туристской подготовки инструкторов-методистов.
Методология и методика планирования маршрутов учебно-спортивных туристских походов (УСТП) как особого вида
путешествий, преследующих спортивные и учебные цели, в научной литературе представлены недостаточно полно; исследования в этом направлении являются весьма актуальными.
Проблема, решению которой посвящена статья – использование преимуществ модельно-целевого подхода к планированию маршрутов УСТП. Цель исследования – на основе модельно-целевого подхода к планированию разработать маршрут УСТП высокого качества для долговременного использования в процессе начальной туристской подготовки инструкторов-методистов по туризму в учреждении высшего образования.
Материал исследования – данные, полученные по результатам полевой и лабораторной оценки ряда маршрутов УСТП, применявшихся в образовательном процессе Белорусского государственного университета физической культуры (БГУФК). В работе использовались методы картографического анализа и проектирования, экспертной оценки качества маршрутов УСТП.
В результате проведенной работы разработана модель эталонного маршрута пешеходного УСТП для этапа начальной туристской подготовки инструкторов-методистов по туризму в БГУФК. С использованием данной модели проведена оценка качества ряда ранее применявшихся в БГУФК маршрутов УСТП, и предложен маршрут УСТП по территории Витебской области Республики Беларусь и Псковской области Российской Федерации, приближенный по своим параметрам к эталонному и пригодный для долговременного использования в образовательном процессе университета.
Литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Соболев, С. В. Базовая подготовка по спортивно-оздоровительному туризму : монография / С. В. Соболев, В. М. Гелецкий, Е. А. Николаев и др. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. – 231 с.
Ганопольский, В. И. Районирование территории Республики Беларусь для целей туризма / В. И. Ганопольский // Мир спорта. – 2006. – №1. – С. 57–66.
Делимова, Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике / Ю. О. Делимова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – №3 (19). – С. 33–38.
Зырянов, А. И. Теоретические аспекты географии туризма / А. И. Зырянов. – Пермь, 2013. – 158 с.
Инякин, Ю. С. Концептуальные подходы к методике разработки содержания маршрута рекреационно-оздоровительного похода / Ю. С. Инякин, Д. В. Смирнов // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2016. – № 4. – С. 57–72.
Лукоянов, П. И. Зимние спортивные походы / П. И. Лукоянов. – М.: Профиздат, 1988. – 190 с.
Магомедов, Р. Р. Современная система многолетней спортивной подготовки в горном туризме / Р. Р. Магомедов // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 11. – С. 28–29.
Подлисских, В. Е. Оценка спортивно-туристского потенциала Логойского района для проведения степенных пешеходных походов / В. Е. Подлисских, О. Н. Шаплыко // Туризм и гостеприимство. – 2014. – №1. – С.53-61.
REFERENCES
Sobolev S.V., Geleczkij V.M., Nikolaev E.A. and others Bazovaya podgotovka po sportivno-ozdorovitel`nomu turizmu [Basic training in sports and health tourism]. Krasnoyarsk, 2016. 231 p. (In Russ.).
Ganopolskij V.I. Rajonirovanie territorii Respubliki Belarus` dlya czelej turizma [Zoning the territory of the Republic of Belarus for tourism purposes]. Mir sporta [The world of sport], 2006, no. 1, pp. 57–66. (In Russ.).
Delimova Yu.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike [Simulation in pedagogy and didacticism]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2013, no. 3 (19), pp. 33–68. (In Russ.).
Zyryanov A.I. Teoreticheskie aspekty geografii turizma [Theoretical aspects of tourism geography]. Perm, 2013. 158 р. (In Russ.).
Inyakin Yu.S., Smirnov D.V. Konczeptualnye podkhody k metodike razrabotki soderzhaniya marshruta rekreaczionno-ozdorovitelnogo pokhoda [Conceptual approaches to the method of developing the content of the recreational hike’s route]. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Youth Tourism and Local Studies], 2016, no. 4, pp. 57–72. (In Russ.).
Lukoyanov P.I. Zimnie sportivnye pokhody [Winter sports trips]. Moscow, 1988. 190 p. (In Russ.).
Magomedov R.R. Sovremennaya sistema mnogoletnej sportivnoj podgotovki v gornom turizme [Modern system of long-term sports training in mountain tourism]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury` [Theory and practice of physical culture], 2002, no. 11, pp. 28–29. (In Russ.).
Podlisskikh V.E., Shaplyko O.N. Oczenka sportivno-turistskogo potencziala Logojskogo rajona dlya provedeniya stepennykh peshekhodnykh pokhodov [Assessment of the sports and tourism Logoisk district’s potential for carrying out of a children's hiking trips]. Turizm i gostepriimstvo [Tourism and hospitality], 2014, no. 1, pp. 53–61. (In Russ.).
Copyright (c) 2020 Валерий Евгеньевич Подлисских, Ольга Аркадьевна Гусарова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.