ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • Анатолий Иванович Пустозеров Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия
  • Ольга Александровна Макунина Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск. Россия. https://orcid.org/0000-0002-3448-9428
Ключевые слова: PE lessons, students, health, body mass, cardiovascular system, lungs vital capacity, health indicators total score.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния занятий физической культурой на показатели здоровья учащихся старших профильных классов. Интегральную оценку параметров здоровья производили по методике Л. Г. Апанасенко. Установлено, что учащиеся, дополнительно занимающиеся физической культурой, имеют более высокие показатели здоровья.

Исследовали влияние дополнительных занятий физической культурой на морфофункциональные параметры здоровья школьников девятых профильных классов. Полученные значения сравнивали с параметрами здоровья школьников, которые дополнительно физической культурой не занимались. Среди девятиклассников, занимающихся дополнительно физической культурой вне школы, не встречались ученики с избыточной массой тела. Было установлено, что физкультурники – девятиклассники отличаются более высокими параметрами силы кисти,  жизненной емкости лёгких на один килограмм массы тела, более экономичным функционированием сердечно – сосудистой системы в условиях относительного физического покоя, а после стандартной физической нагрузки имело место более быстрого ее восстановления. Полученные результаты свидетельствуют о более высоком функциональном состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем, более высокой физической подготовленности и уровне здоровья девятиклассников, занимающихся дополнительными занятиями физической культуры.

Биография автора

Ольга Александровна Макунина, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск. Россия.

кафедра физиологии, доцент, НИИ ОС УралГУФК, старший научный сотрудник

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Апанасенко, Г. Л., Чистякова Ю. С. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования / Г. Л. Апанасенко, Ю. С. Чистякова // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 1. – С. 19–22.

Бабикова, А. С., Насыбуллина Г. М. Занятия в спортивных школах как способ укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни у детей/ А. С. Бабикова, Г. М. Насыбуллина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. ‒ 2019. ‒ № 2. ‒ С. 45‒48.

Баранов, А. А., Намазова-Баранова Л. С. Состояние проблемы здоровья подростков в России / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10–14.

Быков, Е. В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. ‒ 2001. ‒ Т. 27, № 5. ‒ С. 76–81.

Ворончихин, Д. В. Здоровье старшеклассников в контексте отечественного образовательного пространства: состояние, проблемы, перспективы / Д. В. Ворончихин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 237‒240.

Капранов, С. В., Петров К. В. Влияние занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья школьников промышленного города / С. В. Капранов, К. В. Петров // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической воспитания и спорта. ‒ 2013. ‒ №8.

Кучма, В. Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в десятилетие детства в России (2018‒2027 гг.) / В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. ‒ 2018. ‒ Т. 21, № 1. ‒ С. 31‒37.

Ляхович, А. В., Маркова А. И., Коломенская А. Н. Интегральный показатель систем жизнеобеспечения школьников как вектор оздоровительной работы / А. В. Ляхович, А. И. Маркова, А. Н. Коломенская // Главврач. ‒ 2014. ‒ № 10. ‒ С. 10‒23.

Макарова, Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2012. ‒ № 4. ‒ С. 242.

Макунина, О. А., Якубовская И. А. Структура и динамика состояния здоровья школьников 7–17 лет / О. А. Макунина, И. А. Якубовская // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. ‒ 2015. ‒ Т. 17, № 2. ‒ С. 29‒31.

Мельникова, Е. И., Гузик Е. О. Характеристика состояния здоровья и уровня адаптационных возможностей учащихся старших классов / Е. И. Мельникова, Е. О. Гузик // Здоровье и окружающая среда. ‒ 2016. ‒ № 26. ‒ С. 88‒93.

Плахов, Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого–педагогические основания здоровья / Н. Н. Плахов // Известия Российского государственного университета имени А. И. Герцена. ‒ 2012. ‒ № 145. ‒ С. 90–96.

Семенова, Л. М., Семенова Ю. В. Образ жизни и здоровье школьников старших классов / Л. М. Семенова, Ю. В. Семенова // Итоги и перспективы научных исследований. ‒ 2017. ‒ № 4. ‒ С. 80‒89.

Смирнова, Ю. В., Шибкова Д. З., Макунина О. А. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся / Ю. В. Смирнова, Д. З. Шибкова, О. А. Макунина. ‒ Челябинск, 2007. ‒ 364 с.

Чичерин, Л. П., Никитин М. В., Щепин В. О. Охрана здоровья и жизни детей и подростков России – Государственная проблема / Л. П. Чичерин, М. В. Никитин, В. О. Щепин // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. ‒ 2019. ‒ № 2. ‒ С. 14‒21.

REFERENCES

Apanasenko G.L., Chistyakova Yu.S. Zdorove sportsmena: kriterii ocenki i prognozirovaniya [Sportsman's health: evaluation and forecasting criteria]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Physical culture theory and practice], 2006, no. 1, pp. 19–22. (In Russ.).

Babikova A.S., Nasybullina G.M. Zanyatiya v sportivnyh shkolah kak sposob ukrepleniya zdorovya i formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u detej [Classes in sports schools as a way of health promotion and forming a healthy lifestyle in children]. Voprosy shkolnoj i universitetskoj mediciny i zdorovya [Issues of school and university medicine and health], 2019, no. 2. pp. 45‒48. (In Russ.).

Baranov A.A., Namazova–Baranova L.S. Sostoyanie problemy zdorovya podrostkov v Rossii [Adolescents’ health problem state in Russia]. Problemy socialnoj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [The problem of social hygiene, healthcare and historyof medicine], 2014, no. 6. pp. 10–14. (In Russ.).

Bykov E.V., Isaev A.P. Adaptaciya k shkolnym nagruzkam uchashchihsya obrazovatelnyh uchrezhdenij novogo tipa [New type of educational institutions students’ adaptation to school loads]. Fiziologiya cheloveka [Human physiology], 2001, T. 27, no. 5. pp. 76–81. (In Russ.).

Voronchihin D.V. Zdorove starsheklassnikov v kontekste otechestvennogo obrazovatelnogo prostranstva: sostoyanie, problemy, perspektivy [High school students’ health in national educational space context: state, problems, prospects]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, social – economic and social sciences], 2015. no. 2, pp. 237‒240. (In Russ.).

Kapranov S.V., Petrov K.V. Vliyanie zanyatij fizkulturoj i sportom na sostoyanie zdorovya shkolnikov promyshlennogo goroda [Physical education and sports impact over schoolchildren’s health in an industrial city]. Psichologo-pedagogicheskie i medico-biologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta [The Russian Journal of Physical Education and Sport], 2013, no.8. (In Russ.).

Kuchma V.R. Mediko-profilakticheskie osnovy zdorovesberezheniya obuchayushchihsya v desyatiletie detstva v Rossii (2018‒2027 gg.) [Medical and preventive foundations of students' health preservation in the Decade of childhood in Russia (2018–2027)]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal [Russian journal of Pediatrics], 2018, T. 21, no. 1. pp. 31‒37. (In Russ.).

Lyahovich A.V., Markova A.I., Kolomenskaya A.N. Integralnyj pokazatel sistem zhizneobespecheniya shkolnikov kak vektor ozdorovitelnoj raboty [Integral indicator of students’ school life support system as a health – improving work vector]. Glavvrach [Glavvrach], 2014, no. 10, pp. 10‒23. (In Russ.).

Makarova L.P., Bujnov L.G., Pazyrkina M.V. Sohranenie zdorovya shkolnikov kak pedagogicheskaya problema [Students’ health preservation as a pedagogical issue]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 4, pp. 242. (In Russ.).

Makunina O.A., Yakubovskaya I.A. Struktura i dinamika sostoyaniya zdorovya shkol'nikov 7‒17 let [Students’health state structure and dynamics]. Elektronnyj nauchno-obrazovatelnyj vestnik Zdorove i obrazovanie v XXI veke [Electronic scientific and educational bulletin “Health and Education in the XXI century”], 2015, T. 17, no.2, pp. 29‒31. (In Russ.).

Melnikova E.I., Guzik E.O. Harakteristika sostoyaniya zdorovya i urovnya adaptacionnyh vozmozhnostej uchashchihsya starshih klassov [Senior school students’ health status and level of adaptive capabilities characteristics]. Zdorove i okruzhayushchaya sreda [Health and environment], 2016, no. 26, pp. 88‒93. (In Russ.).

Plahov N. N. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti: psihologo-pedagogicheskie osnovaniya zdorovya [Health and safety: psychological and pedagogical bases of health]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. I. Gercena [Proceedings of the Russian state university named after A. Ya. Hertzen], 2012, no.145, pp. 90–96. (In Russ.).

Semenova L.M., Semenova Yu.V. Obraz zhizni i zdorove shkolnikov starshih klassov [Senior school students’ lifestyle and health]. Itogi i perspektivy nauchnyh issledovanij [Results and prospects of scientific research], 2017, no. 4, pp. 80‒89. (In Russ.).

Smirnova YU.V., Shibkova D.Z., Makunina O.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove monitoringa zdorovya uchashchihsya [Education quality management on the basis of students’ health monitoring]. Chelyabinsk, 2007. 364 p. (In Russ.).

Chicherin L.P., Nikitin M.V., Shchepin V.O. Ohrana zdorovya i zhizni detej i podrostkov Rossii – Gosudarstvennaya problema [Children’s and adolescents’ health and life preservation in Russia]. Voprosy shkolnoj i universitetskoj mediciny i zdorovya [School and university medicine and health issues], 2019, no. 2, pp. 14‒21. (In Russ.).

Опубликован
22-09-2020
Как цитировать
Пустозеров, А. И., & Макунина, О. А. (2020). ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 5(4), 113-118. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15416