САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВА АКТИВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Ключевые слова:
физическая культура, самостоятельные занятия физической культурой, студенты и физическая культура, физкультурно-образовательный процесс, спорт и здоровье.
Аннотация
Раскрыта роль и значение самостоятельных занятий физической культурой студентами, их отношение к этому процессу. Проводимые в вузах физкультурно-оздоровительные мероприятия в большинстве своем не способствуют формированию у студентов самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению при помощи средств физической культуры. Традиционная система физического воспитания студентов не характеризуется эффективностью в формировании устойчивого интереса и потребности занятий физической культурой.
Литература
Список литературы
1. Афанасьев, В. В. Самостоятельные занятия физической культурой в НТУУ «Киевский политехнический институт» как форма физического совершенствования студентов / В. В. Афанасьев, И. В. Бурлака, В. И. Шишицкая, В. К. Щербаченко // Физическое воспитание студентов. 2009. № 4. С. 9–16.
2. Челнокова, Е. А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе / Е. А. Челнокова, Н. Ф. Агаев, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 1 (22). – С. 6
3. Шалупин, В. И. Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов / В. И. Шалупин, Д. В. Морщинина, В. В. Карпушин // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. – № 191. – С. 125–128.
4. Ермаков, С. С. Интернет в системе подготовки подростков к самостоятельным занятиям физической культурой / С. С. Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. – № 2. – С. 86–91.
5. Соколова, О. В. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом / О. В. Соколова, М. Л. Соколова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. – № 3. – С. 73–76.
6. Иохвидов, В.В. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре / В. В. Иохвидов, А. О. Шулепова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ессентуки, 2016. – С. 106–107.
7. Сергеева, Н. М. Повышение мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре / Н. М. Сергеева, Н. Н. Пренас // Экономический вектор. – 2015. – № 3 (2). – С. 137–139.
8. Астафьев, В. С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В. С. Астафьев, В. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. 2008. – № 8. – С. 11–15.
9. Лахтин, А. Ю. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на адаптацию студентов к обучению в вузе / А. Ю. Лахтин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 211. – № 4 (106). – С. 5–9.
10. Мищенко, В. А. Роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании личности студента / В. А. Мищенко, С. П. Довгаль // Вестник Югорского государственного университета. – 2006. – № 4 (5). – С. 98–101.
11. Михеева, Т. М. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) / Т. М. Михеева, Г. Б. Холодова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 3 (164). – С. 89–93.
12. Козенко, Е. Ю. Формирование у студентов вузов мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре / Е. Ю. Козенко, Н. Н. Гордеев, А. Д. Кудря // Вестник Северо-кавказского федерального университета. – 2017. – № 1 (58). – С. 107–110.
13. Веденина, О. А. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой / О. А. Веденина // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 7 (7). – С. 334–337.
14. Сосонкина, В. П. Самостоятельные занятия студентов физической культурой / В. П. Сосонкина, Г. А. Духова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2017. – № 1-2 (123). С. 139–142.
15. Лилякова, И. С. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / И. С. Лилякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 105–108.
16. Аксенова, А. Н. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании курсантов: проблемы и возможности / А. Н. Аксенова, В. В. Варинов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 23–27.
17. Коновалова, Л. В. Влияние физической культуры на здоровье студентов / Л. В. Коновалова, Л. А. Горлова, Н. С. Россошанская, Л. Н. Орлова // Симбирский научный вестник. – 2018. – № 3 (33). – С. 17–22.
18. Демченская, Л. Г. Организация самостоятельной работы по физической культуре с использованием информационных технологий / Л. Г. Демченская, Э. В. Шелиспанская, А. И. Орехов, Л. Н. Шестакова // International independent scientific journal. – 2019. – № 0-1 (10). С. 29–32.
19. Детков, Ю. Л. Методы функционального самоконтроля в практике самостоятельных занятий физической культурой / Ю. Л. Детков, Е. В. Зефирова // Научно-технический вестник Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. – 2007. – № 36. – С. 382–384.
20. Добрынин, И. М. Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов / И. М. Добрынин, Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, П. В. Русова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016.– № 2 (42). – С. 159–167.
The role and significance of independent physical education classes by students, their attitude to this process are revealed. Most of the physical culture and health-improving activities carried out in universities do not contribute to the formation of students ' independent, motivated and sustainable self-healing activities with the help of physical culture. The traditional system of physical education of students is not characterized by efficiency in forming a stable interest and need for physical education.
Aim and objectives: to assess the value potential of self-study of physical culture and sports was given the task to identify the attitude of students to physical activity; social significance of physical culture; a pattern of physical culture and sports; objective and subjective factors that contribute to the increasing interest in physical culture and sport as to value; the causes that prevent attendance and avoidance of self-employment physical culture and sports.
Materials and methods: The results of the study: As a result, new data were obtained on the attitude of students to physical culture, their prognostic assessments in relation to independent physical culture classes during the student years and after graduation. The gap between the statements of attitudes to a healthy lifestyle, physical education and the real behavior of students is fixed, the factors influencing the continuation of physical education classes after graduation are identified. The dynamics of changes in students ' independent physical education classes from the first to the fourth and fifth year are presented.
Students objectively assess the state of their health, which many are not satisfied with; the majority of students do not engage in physical education and sports, referring mainly to the lack of free time; students are ready to engage in physical education in the sections of the chosen sport, attend physical education classes independently. Students generally speak positively about classes in the discipline "Physical Culture", but a considerable number of students attend these classes only for the sake of credit.
Discussion and conclusions: physical education, based on sports-oriented principles, includes classes in sports sections in the following sports: volleyball, basketball, aerobics, badminton, football, table tennis, kettlebell lifting, sports dancing, swimming, athletics, gymnastics, as well as general physical training. Organized on the basis of the chosen sport, classes are more promising in terms of self-improvement, preservation and strengthening of the health of the younger generation, it is an effective means of forming a sports culture, psychophysical formation and professional training of a highly qualified specialist, in contrast to traditional physical education classes. This approach contributes to the activation of independent physical education classes, the formation of an internal need for this. Classes in sports contribute to the solution of the main task of physical education in higher education – introducing students to a healthy lifestyle and independent physical education.
1. Афанасьев, В. В. Самостоятельные занятия физической культурой в НТУУ «Киевский политехнический институт» как форма физического совершенствования студентов / В. В. Афанасьев, И. В. Бурлака, В. И. Шишицкая, В. К. Щербаченко // Физическое воспитание студентов. 2009. № 4. С. 9–16.
2. Челнокова, Е. А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе / Е. А. Челнокова, Н. Ф. Агаев, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 1 (22). – С. 6
3. Шалупин, В. И. Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов / В. И. Шалупин, Д. В. Морщинина, В. В. Карпушин // Научный вестник московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. – № 191. – С. 125–128.
4. Ермаков, С. С. Интернет в системе подготовки подростков к самостоятельным занятиям физической культурой / С. С. Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. – № 2. – С. 86–91.
5. Соколова, О. В. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом / О. В. Соколова, М. Л. Соколова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. – № 3. – С. 73–76.
6. Иохвидов, В.В. Мотивационная заинтересованность студентов на занятиях по физической культуре / В. В. Иохвидов, А. О. Шулепова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ессентуки, 2016. – С. 106–107.
7. Сергеева, Н. М. Повышение мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре / Н. М. Сергеева, Н. Н. Пренас // Экономический вектор. – 2015. – № 3 (2). – С. 137–139.
8. Астафьев, В. С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В. С. Астафьев, В. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. 2008. – № 8. – С. 11–15.
9. Лахтин, А. Ю. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на адаптацию студентов к обучению в вузе / А. Ю. Лахтин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 211. – № 4 (106). – С. 5–9.
10. Мищенко, В. А. Роль самостоятельных занятий физической культурой в формировании личности студента / В. А. Мищенко, С. П. Довгаль // Вестник Югорского государственного университета. – 2006. – № 4 (5). – С. 98–101.
11. Михеева, Т. М. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой (на примере оздоровительного бега) / Т. М. Михеева, Г. Б. Холодова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 3 (164). – С. 89–93.
12. Козенко, Е. Ю. Формирование у студентов вузов мотивации к самостоятельным занятиям по физической культуре / Е. Ю. Козенко, Н. Н. Гордеев, А. Д. Кудря // Вестник Северо-кавказского федерального университета. – 2017. – № 1 (58). – С. 107–110.
13. Веденина, О. А. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой / О. А. Веденина // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 7 (7). – С. 334–337.
14. Сосонкина, В. П. Самостоятельные занятия студентов физической культурой / В. П. Сосонкина, Г. А. Духова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2017. – № 1-2 (123). С. 139–142.
15. Лилякова, И. С. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / И. С. Лилякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 105–108.
16. Аксенова, А. Н. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании курсантов: проблемы и возможности / А. Н. Аксенова, В. В. Варинов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 23–27.
17. Коновалова, Л. В. Влияние физической культуры на здоровье студентов / Л. В. Коновалова, Л. А. Горлова, Н. С. Россошанская, Л. Н. Орлова // Симбирский научный вестник. – 2018. – № 3 (33). – С. 17–22.
18. Демченская, Л. Г. Организация самостоятельной работы по физической культуре с использованием информационных технологий / Л. Г. Демченская, Э. В. Шелиспанская, А. И. Орехов, Л. Н. Шестакова // International independent scientific journal. – 2019. – № 0-1 (10). С. 29–32.
19. Детков, Ю. Л. Методы функционального самоконтроля в практике самостоятельных занятий физической культурой / Ю. Л. Детков, Е. В. Зефирова // Научно-технический вестник Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. – 2007. – № 36. – С. 382–384.
20. Добрынин, И. М. Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов / И. М. Добрынин, Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, П. В. Русова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016.– № 2 (42). – С. 159–167.
The role and significance of independent physical education classes by students, their attitude to this process are revealed. Most of the physical culture and health-improving activities carried out in universities do not contribute to the formation of students ' independent, motivated and sustainable self-healing activities with the help of physical culture. The traditional system of physical education of students is not characterized by efficiency in forming a stable interest and need for physical education.
Aim and objectives: to assess the value potential of self-study of physical culture and sports was given the task to identify the attitude of students to physical activity; social significance of physical culture; a pattern of physical culture and sports; objective and subjective factors that contribute to the increasing interest in physical culture and sport as to value; the causes that prevent attendance and avoidance of self-employment physical culture and sports.
Materials and methods: The results of the study: As a result, new data were obtained on the attitude of students to physical culture, their prognostic assessments in relation to independent physical culture classes during the student years and after graduation. The gap between the statements of attitudes to a healthy lifestyle, physical education and the real behavior of students is fixed, the factors influencing the continuation of physical education classes after graduation are identified. The dynamics of changes in students ' independent physical education classes from the first to the fourth and fifth year are presented.
Students objectively assess the state of their health, which many are not satisfied with; the majority of students do not engage in physical education and sports, referring mainly to the lack of free time; students are ready to engage in physical education in the sections of the chosen sport, attend physical education classes independently. Students generally speak positively about classes in the discipline "Physical Culture", but a considerable number of students attend these classes only for the sake of credit.
Discussion and conclusions: physical education, based on sports-oriented principles, includes classes in sports sections in the following sports: volleyball, basketball, aerobics, badminton, football, table tennis, kettlebell lifting, sports dancing, swimming, athletics, gymnastics, as well as general physical training. Organized on the basis of the chosen sport, classes are more promising in terms of self-improvement, preservation and strengthening of the health of the younger generation, it is an effective means of forming a sports culture, psychophysical formation and professional training of a highly qualified specialist, in contrast to traditional physical education classes. This approach contributes to the activation of independent physical education classes, the formation of an internal need for this. Classes in sports contribute to the solution of the main task of physical education in higher education – introducing students to a healthy lifestyle and independent physical education.
Опубликован
06-04-2021
Как цитировать
Иванов, В. Д. (2021). САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ОСНОВА АКТИВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(1), 36-44. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/571
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА
Copyright (c) 2021 Валентин Дмитриевич Иванов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.