ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Нелли Борисовна Пястолова Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивная физическая культура, инклюзивное образование, инклюзивный спорт.

Аннотация

Автор обращает внимание на особенности инклюзивного образования в сфере физической культуры. В статье рассматриваются возможности создания условий для физического совершенствования детей, имеющих отклонения в здоровье. Для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходимо проводить занятия по физической культуре и спорту с учетом системных нарушений организма, учитывать особенности состояния здоровья. Подчёркивается необходимость в углубленной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта в инклюзивном образовании в период обучения.

Литература

Список литературы
1. Андреев, В. В. Базовые концепции преподавания дисциплины «Физическая культура» в условиях инклюзивного образования / В. В. Андреев, А. В. Фоминых // Спорт и спортивная медицина. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Чайковского государственного института физической культуры. Чайковский, 2020. – С. 11–17.
2. Базаева, Ф. У. Особенности инклюзивного образования в области физической культуры / Ф. У. Базаева // Шаг в науку. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2018. – С. 20–26.
3. Данилова, В. Проблема организации физического воспитания в инклюзивном образовании школьников с особыми потребностями / В. Данилова // Школа молодого ученого. Материалы XIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Калининград, 2019. – С. 49–52.
4. Ерешко, Н. Е. Принципы построения инклюзивных спортивных занятий на основе данных зарубежной научно-методической литературы / Н. Е. Ерешко, А. С. Махов // Научный поиск. – 217. – № 4. – С. 59–62.
5. Ермакова, Е. Г. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» / Е. Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 5-3 (44). – С. 123–125.
6. Житникова, Н. Е. Использование инклюзивных технологий в сфере физической культуры в вузе / Н. Е. Житникова, Е. Д. Закунова // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2018. – № 32-1. – С. 101–106.
7. Казарян, М. А. Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы / М. А. Казарян // Научный форум: педагогика и психология. Сборник статей по материалам XXVI международной научно-практической конференции. – Москва, 2019. – С 5–8.
8. Карягина, Н. В. Инклюзивное образование на уроках физической культуры / Н. В. Карягина, И. К. Гунажоков, М. Х. Коджешау // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности. Материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2018-2019 учебный год). – Майкоп, 2019. – С. 152–156.
9. Кетриш, Е. В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры / Е. В. Кетриш // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 121–124.
10. Лозовая, М. А. Адаптивная физическая культура и спорт. Современное состояние и перспективы развития инклюзивного образования в сфере физического воспитания / М. А. Лозовая // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Сургут, 2019. – С. 223–226.
11. Магомедов, Г. А. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве / Г. А. Магомедов, Н. В. Чупанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12, № 3. – С. 65–70.
12. Матявина, С. И. Адаптивная физическая культура: актуальные вопросы теории и практики / С. И. Матявина // Культура физическая и здоровье. – 2020. – no. 1 (73). – С. 152–154.
13. Панькина, Г. В. Инклюзивное образование на уроках физической культуры / Г. В. Панькина // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-3 (18). – С. 99–102.
14. Панкратович, Т. М. Формирование готовности студентов института физической культуры и спорта к реализации инклюзивной формы образования в профессиональной деятельности / Т. М. Панкратович, Е. М. Голикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 55–58.
15. Сапегина, Т. А. К вопросу об инклюзивном образовании в системе физического воспитания / Т. А. Сапегина // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы III Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». – Екатеринбург, 2020. – С. 116–119.
16. Смирнов, И. Н. Возможности инклюзии в физическом воспитании и спорте / И. Н. Смирнов // Современная наука: проблемы и перспективы развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в трех частях. Ч. 1. – Омск, 2017. С. 240–243.
17. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В. П. Соломин, А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 4 (44). – С. 15–17.
18. Токмаков, Г. В. Реализация идей инклюзивной физической культуры в Российской Федерации и проблемы ее развития /Г. В. Токмаков // Студенческий научный форум. Материалы XII Международной студенческой научной конференции. – URL: href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018018571">https://scienceforum.ru/2020/article/2018018571
19. Чистова Н.В. Инклюзивная физическая культура / Н. В. Чистова, З. Е. Карасаева // Диалог образовательных традиций в педагогическом и психологическом пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 118–122.
20. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.).
21. Шеенко, Е.И. К Проблеме подготовки выпускников по специальности «Адаптивная физическая культура», ориентированных к осуществлению инклюзивной формы физического воспитания в школе / Е. И. Шеенко, Н. Н. Рыжкова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 25.

References
1. Andreev V.V., Fominyih A.V. Bazovyie kontseptsii prepodavaniya distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Basic concepts of teaching the discipline "Physical culture" in the conditions of inclusive education]. Sport i sportivnaya meditsina. Materialyi mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy 40-letiyu so dnya osnovaniya Chaykovskogo gosudarstvennogo instituta fizicheskoy kulturyi [Sport and sports medicine. Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the founding of the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture]. Chaykovskiy, 2020. Pp. 11–17. (In Russ.).
2. Bazaeva F.U. Osobennosti inklyuzivnogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kulturyi [Features of inclusive education in the field of physical culture]. Shag v nauku. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Step into science. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. Makhachkala, 2018. Pp. 20–26. (In Russ.).
3. Danilova V. Problema organizatsii fizicheskogo vospitaniya v inklyuzivnom obrazovanii shkolnikov s osobyimi potrebnostyami [The problem of the organization of physical education in inclusive education of schoolchildren with special needs]. Shkola molodogo uchenogo. Materialyi XIII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [School of the young scientist. Materials of the XIII All-Russian scientific and Practical conference with international participation]. Kaliningrad, 2019. Pp. 49–52. (In Russ.).
4. Ereshko N.E., Mahov A.S. Printsipyi postroeniya inklyuzivnyih sportivnyih zanyatiy na osnove dannyih zarubezhnoy nauchno-metodicheskoy literaturyi [Principles of building inclusive sports classes based on the data of foreign scientific and methodological literature]. Nauchnyiy poisk [Nauchny poisk], 217, no. 4, pp. 59–62. (In Russ.).
5. Ermakova E.G. Inklyuzivnyiy podhod k obucheniyu studentov po distsipline «Fizicheskaya kultura» [Inclusive approach to teaching students in the discipline "Physical culture"]. Mezhdunarodnyiy zhurnal gumanitarnyih i estestvennyih nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020,no. 5–3 (44), pp. 123–125. (In Russ.).
6. Zhitnikova N.E., Zakunova E.D. Ispolzovanie inklyuzivnyih tehnologiy v sfere fizicheskoy kulturyi v vuze [The use of inclusive technologies in the field of physical culture in higher education]. Fizicheskaya kultura, sport i zdorove [Physical culture, sport and health], 2018, no. 32-1, pp. 101–106. (In Russ.).
7. Kazaryan M.A. Inklyuzivnoe obrazovanie detey sredstvami fizicheskogo vospitaniya v usloviyah sovremennoy shkolyi [Inclusive education of children by means of physical education in the conditions of a modern school]. Nauchnyiy forum: pedagogika i psihologiya. Sbornik statey po materialam XXVI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Inclusive education of children by means of physical education in the conditions of a modern school]. Moscow, 2019. Pp. 5–8. (In Russ.).
8. Karyagina N.V., Gunazhokov I.K., Kodzheshau M.H. Inklyuzivnoe obrazovanie na urokah fizicheskoy kulturyi [Inclusive education at the lessons of physical culture]. Fizicheskaya kultura i sport, bezopasnost zhiznedeyatelnosti. Materialyi zasedaniy kruglyih stolov Instituta fizicheskoy kulturyi i dzyudo Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta (2018-2019 uchebnyiy god) [Physical culture and sport, life safety. Materials of the round table meetings of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University (2018-2019 academic year)]. Maykop, 2019. Pp. 152–156. (In Russ.).
9. Ketrish E.V. O probleme inklyuzivnogo obrazovaniya v sfere fizicheskoy kulturyi [On the problem of inclusive education in the field of physical culture]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 3, pp. 121–124. (In Russ.).
10. Lozovaya M.A. Adaptivnaya fizicheskaya kultura i sport. Sovremennoe sostoyanie i perspektivyi razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v sfere fizicheskogo vospitaniya [Adaptive physical culture and sport. The current state and prospects for the development of inclusive education in the field of physical education]. Sovershenstvovanie sistemyi fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma, psihologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnyih kategoriy naseleniya. Sbornik statey XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population. Collection of articles of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Surgut, 2019. Pp. 223–226. (In Russ.).
11. Magomedov G.A., Chupanova N.V. Teoriya i praktika organizatsii adaptivnoy fizicheskoy kulturyi v inklyuzivnom obrazovatelnom prostranstve [Theory and practice of the organization of adaptive physical culture in the inclusive educational space]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. psychological and pedagogical sciences], 2018, T. 12, no. 3, pp. 65–70. (In Russ.).
12. Matyavina S.I. Adaptivnaya fizicheskaya kultura: aktualnyie voprosyi teorii i praktiki [Adaptive physical culture: actual issues of theory and practice]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health], 2020, no. 1 (73), pp. 152–154. (In Russ.).
13. Pankina G.V. Inklyuzivnoe obrazovanie na urokah fizicheskoy kulturyi [Inclusive education at the lessons of physical culture]. Vestnik nauchnyih konferentsiy [Bulletin of scientific conferences], 2017, pp. 2-3 (18), pp. 99–102. (In Russ.).
14. Pankratovich T.M., Golikova E.M. Formirovanie gotovnosti studentov instituta fizicheskoy kulturyi i sporta k realizatsii inklyuzivnoy formyi obrazovaniya v professionalnoy deyatelnosti [Formation of readiness of students of the Institute of Physical Culture and Sports to implement an inclusive form of education in professional activity]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2015, no. 5, pp. 55–58. (In Russ.).
15. Sapegina T.A. K voprosu ob inklyuzivnom obrazovanii v sisteme fizicheskogo vospitaniya [On the issue of inclusive education in the system of physical education]. Nepreryivnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizatsii. Materialyi III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. FGAOU VO «Rossiyskiy gosudarstvennyiy professionalno-pedagogicheskiy universitet» [Continuing education: theory and practice of implementation. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University"]. Ekaterinburg, 2020. Pp. 116–119. (In Russ.).
16. Smirnov I.N. Vozmozhnosti inklyuzii v fizicheskom vospitanii i sporte [The possibilities of inclusion in physical education and sports]. Sovremennaya nauka: problemyi i perspektivyi razvitiya. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v treh chastyah. Ch. 1. [Modern science: problems and prospects of development. Collection of articles of the international scientific and practical conference: in three parts. Part 1]. Omsk, 2017. Pp. 240–243. (In Russ.).
17. Solomin V.P., Mitin A.E. Primenenie spetsialistami po fizicheskoy kulture gumanitarnyih tehnologiy v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Application by specialists in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura [Adaptive physical culture], 2010, no. 4 (44), pp. 15–17. (In Russ.).
18. Tokmakov G.V. Realizatsiya idey inklyuzivnoy fizicheskoy kulturyi v Rossiyskoy Federatsii i problemyi ee razvitiya [Implementation of the ideas of inclusive physical culture in the Russian Federation and problems of its development]. Studencheskiy nauchnyiy forum. Materialyi XII Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii [Student Scientific Forum. Materials of the XII International Student Scientific Conference]. Available at: href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018018571">https://scienceforum.ru/2020/article/2018018571(In Russ.).
19. Chistova N.V., Karasaeva R.E. Inklyuzivnaya fizicheskaya kultura [Inclusive physical culture]. Dialog obrazovatelnyih traditsiy v pedagogicheskom i psihologicheskom prostranstve. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Dialogue of educational traditions in the pedagogical and psychological space. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, 2020. Pp. 118–122. (In Russ.).
20. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015 g.) [Federal Law no. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 13.07.2015) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 24.07.2015)]. (In Russ.).
21. Sheenko E.I., Ryizhkova N.N. K Probleme podgotovki vyipusknikov po spetsialnosti «Adaptivnaya fizicheskaya kultura», orientirovannyih k osuschestvleniyu inklyuzivnoy formyi fizicheskogo vospitaniya v shkole [On the problem of training graduates in the specialty "Adaptive physical culture", focused on the implementation of an inclusive form of physical education in school]. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 3, pp. 25. (In Russ.).
Опубликован
07-04-2021
Как цитировать
Пястолова, Н. Б. (2021). ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(1), 118-124. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2021-16118

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>