ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕРЕРАБОТКИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК 14–15 ЛЕТ
Аннотация
Работа направлена на определение качества и скорости сенсорно-перцептивных и психических процессов, физической и технической подготовленности баскетболисток 14–15 лет.
Актуальность. Эффективность спортивной подготовки определяется уровнем развития восприятия поступающей информации игроком, скоростью и качеством ее переработки, оценки и выбора ответных действий, с последующей реализацией в соревновательной деятельности.
Проблема, цель, задачи. Результаты тестирования позволят выявить особенности проявления перцептивно-сенсорных и психических процессов, физической и технической подготовленности, установить различия и сходства, определить слабые и сильные стороны подготовки у баскетболисток 14–15 лет команд г. Тулы и г. Воронежа.
Материалы и Методы исследования. Проведено тестирование перцептивно-сенсорных и психических процессов, физической и технической подготовленности баскетболисток 14–15 лет. Осуществлялась оценка избирательности перцептивного внимания, объема внимания, переключение внимания, чувства времени, быстроты реакции, тактильной чувствительности пальцев рук, ведущего типа восприятия (аудиал, визуал, кинестетик).
Оценку показателей физической и технической подготовки по данным челночного бега, ведения мяча 20м, ведения и броска, ведения мяча 20 м «восьмеркой», бросков в движении, со средней и дальней дистанции по 10 бросков по времени выполнения и количеству попаданий.
Результаты и их обсуждение. Анализ результатов тестирования позволил установить различия между командами на уровне значимости лишь в трех показателях: «тактильная чувствительность, ошибки», «штрафные броски» и «челночный бег» при p≥0,05. Это позволяет использовать данные показатели в оценке динамики готовности баскетболисток к соревновательной деятельности.
Выводы и заключение. Установлено: восприятие информации, как первое звено переработки сенсорно-перцептивной информации определяет точность игровых приемов и скорость их выполнения игроками команд. Быстрое и точное восприятие поступающей информации требует направленной работы по «сканированию» игровой ситуации, ее понимания и принятия решения для эффективного исполнения двигательных действий в соответствии с поставленными задачами спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Анализ психических и сенсорно-перцептивных процессов, физической и технической подготовленности баскетболисток 14–15 лет, представителей команды г. Тулы и г. Воронежа по большинству (17 из 20) не выявила достоверных различий, что может служить основанием для проведения педагогического эксперимента для оценки вклада каждого показателя в эффективность соревновательной деятельности игроков исследуемых команд.
Литература
1. Косцова, М. В. Особенности визуального мышления у студентов, занимающихся различными видами спорта / М. В. Косцова, И. Л. Пономаренко, А. В. Гришина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 4 (56). – С. 318–322.
2. Пашков, И. Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей / И. Н. Пашков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2008. – №1. – С. 38–44.
3. Тинькова, З.С. Методика развития внимания спортсмена на основе дифференциации модальности восприятия информации / З. С. Тинькова, И. В. Тиньков, В. С. Макеева // Спортивно-педагогическое образование. – 2020. – № 2. – С. 33–40.
4. Кузьмина, О. И. Учет нейродинамики и психомоторики юных баскетболисток 12–16 лет при формировании индивидуального стиля игровой деятельности / О. И. Кузьмина, Г. Н. Германов, М. В. Леньшина, Р. И. Андрианова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10 (128). – С. 241–247.
5. Vera, J. Visual function, performance and processing of basketball players versus sedentary individuals / J. Vera, R. Jiménez, D. Cárdenas, B. Redondo, J. A. García // Journal of Sport and Health Science (2017), http://dx.doi.org/doi:10.1016/j.jshs.2017.05.001.
References
1. Koscova M.V., Ponomarenko I.L., Grishina A. V. Osobennosti vizualnogo myshleniya u studentov, zanimayushchihsya razlichnymi vidami sporta [Features of visual thinking in students involved in various sports] Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scholarly notes. Electronic scientific journal of Kursk State University], 2020, no. 4 (56), pp. 318–322. (In Russ.).
2. Pashkov I.N. Rol sensornyh sistem pri razvitii koordinaci-onnyh sposobnostej [The role of sensory systems in the development of coordination abilities]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih specialnostej [Physical education of students of creative specialties], 2008, no. 1, pp. 38–44. (In Russ.).
3. Tinkova Z.S., Tinkov I.V., Makeeva V.S. Metodika razvitiya vnimaniya sportsmena na osnove differenciacii modal'nosti vospriyatiya informacii [Methodology for the development of an athlete's attention based on the differentiation of the modality of information perception]. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education], 2020, no. 2, pp. 33–40. (In Russ.).
4. Kuz'mina O.I., Germanov G.N., Len'shina M.V., Andrianova R.I. Uchet nejrodinamiki i psihomotoriki yunyh basketbolistok 12–16 let pri formirovanii individual'nogo stilya igrovoj deyatel'nosti [Taking into account the neurodynamics and psychomotor skills of young basketball players 12–16 years old when forming an individual style of playing activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University P.F. Lesgaft], 2015. no. 10 (128), pp. 241–247. (In Russ.).
5. Jesús Vera, Raimundo Jiménez, David Cárdenas, Beatriz Redondo, José Antonio García Visual function, performance and processing of basketball players versus sedentary individuals. Journal of Sport and Health Science (2017), http://dx.doi.org/doi: 10.1016/j.jshs.2017.05.001.
Copyright (c) 2021 Вера Степановна Макеева, Оксана Евгеньевна Шайкина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.