ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА, ТЕКУЩЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

  • Евгения Александровна Широкова Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Калуга, Россия. https://orcid.org/0000-0001-9973-0414
  • Вера Степановна Макеева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Москва, Россия. https://orcid.org/0000-0001-5969-4324
  • Сунь Минцзе Хэнаньский университет экономики и права, Чжэнчжоу, Китай.
  • Ма Кэхан Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Москва, Россия.
Ключевые слова: студенты, баскетболисты-любители, личностные особенности, работоспособность, двигательная активность

Аннотация

В статье представлены результаты корреляционного исследования, отражающего взаимосвязь нервно-психического стресса, текущей работоспособности, а также двигательной активности студентов-баскетболистов, обучающихся в высших учебных заведениях.

Авторами было выявлено, что индивидуально-психологические характеристики личности (в частности, экстраверсия/интроверсия) взаимосвязаны со степенью выраженности стресса и характером предпочитаемой двигательной активности. 

Проведенное пилотажное исследование позволяет предположить, что задействование студентов в разнообразных формах физической активности с учетом их личностных особенностей и психологического состояния отразится на их работоспособности, проявится в снижении индекса стресса, монотонии, утомления и пресыщения, в результате чего повысится эффективность освоения образовательных программ и результативность спортивной деятельности.

Литература

Список литературы

Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 336 с.

Горбушина, А. Н. Адаптация студентов-первокурсников к учебе в высших учебных заведениях / А. Н. Горбушина, В. В. Пичугина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2017. – Т. 7. – № 1. – С. 132.

Иванов, В. Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры / В. Д. Иванов, О. В. Марандыкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2021. – Т. 6, № 2. – С. 103–107.

Иванов, В. Д. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 13 (342). – С. 60–67.

Иванов, В. Д. Самостоятельные занятия физической культурой как основа активной жизнедеятельности студента / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 36–44.

Иванов, В. Д. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А, Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире. материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 частях. – Челябинск, 2015. – С. 31–34.

Ивакин, Д. Ю. Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений / Д. Ю. Ивакин, Н. А. Кривотулова, М. В. Кракова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2015. – № 14. – С. 242–244.

Касьянов, С. Психологические тесты / С. Касьянов. – М. : Эксмо, 2006. – 608 с.

Королев, Г. Н. Психологические особенности формирования личности спортсмена в высшем учебном заведении / Г. Н. Королев, А. И. Салмова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 4 (14). – С. 95–99.

Кузнецов, А. В. Влияние совмещения студентами спортивной деятельности с обучением на учебную деятельность / А. В. Кузнецов // Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов VI международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2019. – С. 201–207.

Макеева, В. С. Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля / В. С. Макеева, М. Сунь, И. В. Лосева, С. В. Чернов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 190–195.

Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности / А. Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.

Шаханова, А. В. Нейрофизиологический статус и аэробные возможности организма студентов-спортсменов / А. В. Шаханова, Т. Г. Петрова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. – 165 с.

Students of Universities are required to adapt effectively, to process and assimilate information quickly, to make decisions in stressful environment. In the prevailing conditions the students’ working capacity is determined largely by their personal characteristics, psychological state, as well as the level of physical activity.

In the framework of this study we are especially interested in the students who are involved in sports sections, in particular in the basketball section.

The article presents the results of the correlation study which reflects the interconnection between neuropsychic stress, current working capacity and motor activity of students of the university, who play basketball.

The authors identified that individual psychological characteristics of a person (in particular, extraversion / introversion) interconnected the stress severity and the character of preferred motor activity.

The pilot study allows us to suggest that students’ engaging in various forms of physical activity taking into account their personal characteristics and psychological state effects on their working capacity, which is manifested in a decrease of stress index, monotony, fatigue and satiation. Аs a result of it the efficiency of educational programs assimilation and the effectiveness of sport achievement will increase.

Опубликован
16-11-2021
Как цитировать
Широкова, Е. А., Макеева, В. С., Минцзе , С., & Кэхан, М. (2021). ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА, ТЕКУЩЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(4), 89-94. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2021-16414

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)