СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ПЕРИОД 2018-2021 гг.
Аннотация
Показатели физического развития (ФР) являются информативными критериями состояния здоровья детей и подростков, а их динамика позволяет дать объективную оценку не только физического развития, но и состояния здоровья в целом.
Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров в Центре здоровья для детей 282 школьников 7-17 лет. Измерялись антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки и др.), определялись гармоничность и темп ФР. По числу постоянных зубов и степени выраженности вторичных половых признаков определялся биологический возраст (БВ).
Выявлено снижение численности школьников с БВ, соответствующим паспортному, с гармоничным ФР на фоне возрастания доли мальчиков и девочек с крайними вариантами развития: отмечается увеличение численности школьников с отставанием в БВ и ФР, а также возрастание доли макросоматиков, в большей степени за счет мальчиков с избыточной массой тела. Почти 70% школьников, обследованных в 2021 г., имеют незначительные или значимые отклонения остроты зрения и другие нарушения работы органа зрения. Также отмечается рост школьников с нарушениями формы осанки и стопы, со снижением физических возможностей на фоне малоподвижного образа жизни.
Литература
2. Богомолова, Е.С. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова и др. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, –2011. – 80 с.
3. Егорова, Н.В. Детский фитнес в системе дополнительного образования / Н.В.Егорова Н.В., Е.Ю.Андриянова // Вестник спортивной науки. – 2011. № 4. – С.66-69.
4. Кучма, В.Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В.Р.Кучма, А.С.Седова, М.И.Степанова, И.К.Рапопорт, М.А.Поленова, С.Б.Соколова, И.Э.Александрова, В.В.Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. № 2. – С. 4-23.
5. Лутковская, О. Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста на основе фитнес-систем / О. Ю. Лутковская, Р. Э. Зимницкая // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 23–26.
6. Павлов, А.В. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / А.В.Павлов, М.Е.Гошин, С.Г.Косарецкий, И.Ю.Иванов, В.С.Ершова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 88 с.
7. Программный комплекс «Автоматизированная система скринирующих обследований – АКДО». – ООО «Интеллектуальные программные системы», Санкт-Петербург, 2010. – 107 с.
8. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 42-45.
9. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С.Г.Съемова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. Т. 3, № 4. – С.133–136.
10. Nazarenko, L.D. Sportizated physical education: from theory to innovative practices / L.D.Nazarenko, I.N.Timoshina, L.I.Kostyunina // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. – 2021. № 6. – Р.100-102.
11. Novikova, I.I. Physical activity and individual accidental risk of infringement of the health of schoolchildren / I.I.Novikova, Yu.V.Yerofeev, Irina P.Flyanku, E.V.Usacheva, O.M.Kulikova // Hygiene and sanitation. – 2020. – V.99. № 3. – Р.279-285
Copyright (c) 2023 Михайлова Светлана Владимировна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.