СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ПЕРИОД 2018-2021 гг.

Ключевые слова: физическое развитие, биологический возраст, школьники, гармоничное и дисгармоничное развитие, пандемия COVID-19

Аннотация

Показатели физического развития (ФР) являются информативными критериями состояния здоровья детей и подростков, а их динамика позволяет дать объективную оценку не только физического развития, но и состояния здоровья в целом.

Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров в Центре здоровья для детей 282 школьников 7-17 лет. Измерялись антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки и др.), определялись гармоничность и темп ФР. По числу постоянных зубов и степени выраженности вторичных половых признаков определялся биологический возраст (БВ).

Выявлено снижение численности школьников с БВ, соответствующим паспортному, с гармоничным ФР на фоне возрастания доли мальчиков и девочек с крайними вариантами развития: отмечается увеличение численности школьников с отставанием в БВ и ФР, а также возрастание доли макросоматиков, в большей степени за счет мальчиков с избыточной массой тела. Почти 70% школьников, обследованных в 2021 г., имеют незначительные или значимые отклонения остроты зрения и другие нарушения работы органа зрения. Также отмечается рост школьников с нарушениями формы осанки и стопы, со снижением физических возможностей на фоне малоподвижного образа жизни.

Биография автора

Михайлова Светлана Владимировна, ННГУ им.Н.И.Лобачевского, Арзамасский филиал

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

Литература

1. Аладинская, И.А. Влияние дистанционного обучения на физическое развитие обучающихся в постпандемийный период / И.А.Аладинская // Обеспечение глобальной конкурентоспособности науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), – 2021. – С.72-76.
2. Богомолова, Е.С. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова и др. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, –2011. – 80 с.
3. Егорова, Н.В. Детский фитнес в системе дополнительного образования / Н.В.Егорова Н.В., Е.Ю.Андриянова // Вестник спортивной науки. – 2011. № 4. – С.66-69.
4. Кучма, В.Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В.Р.Кучма, А.С.Седова, М.И.Степанова, И.К.Рапопорт, М.А.Поленова, С.Б.Соколова, И.Э.Александрова, В.В.Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. № 2. – С. 4-23.
5. Лутковская, О. Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей школьного возраста на основе фитнес-систем / О. Ю. Лутковская, Р. Э. Зимницкая // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – Т. 3, № 2. – С. 23–26.
6. Павлов, А.В. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / А.В.Павлов, М.Е.Гошин, С.Г.Косарецкий, И.Ю.Иванов, В.С.Ершова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 88 с.
7. Программный комплекс «Автоматизированная система скринирующих обследований – АКДО». – ООО «Интеллектуальные программные системы», Санкт-Петербург, 2010. – 107 с.
8. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 42-45.
9. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С.Г.Съемова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. Т. 3, № 4. – С.133–136.
10. Nazarenko, L.D. Sportizated physical education: from theory to innovative practices / L.D.Nazarenko, I.N.Timoshina, L.I.Kostyunina // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. – 2021. № 6. – Р.100-102.
11. Novikova, I.I. Physical activity and individual accidental risk of infringement of the health of schoolchildren / I.I.Novikova, Yu.V.Yerofeev, Irina P.Flyanku, E.V.Usacheva, O.M.Kulikova // Hygiene and sanitation. – 2020. – V.99. № 3. – Р.279-285
Опубликован
13-11-2023
Как цитировать
Михайлова Светлана Владимировна. (2023). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ПЕРИОД 2018-2021 гг. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 8(4), 115-121. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-8-4-115-121