ОЦЕНКА ОБЪЕМА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ВАТЕРПОЛИСТОВ
Аннотация
Актуальность определяется возможностью оценки параметрических показателей памяти как полимодального когнитивного, познавательного процесса у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта – водное поло в зависимости от спортивного периода.
Цель – оценить объем различных видов памяти юных ватерполистов в условиях соревновательного периода.
Материалы и Методы исследования. Применялись бланковые вербализированные, визуализированные методики оценки параметров памяти, методики опосредованного запоминания: память на числа (слуховая, зрительная); пиктограммы, двигательный ряд.
Результаты и их обсуждение. Определены объемные показатели оперативной слуховой, зрительной, ассоциативной, двигательной памяти в тренировочный период (8,43±1,1; 8,80±1,11; 4,19±1,4; 44,12±2,41) и в период соревнований (7,39±1,2; 7,54±1,7; 13,63±1,5; 53,27±3,01).
Выводы и заключение. Оценка кратковременной памяти косвенно отражает нарушение психической работоспособности спортсменов, что может быть доминирующим признаком генерализированного утомления как реакция на стресс-фактор периода соревнований. При отсутствии адекватного восстановления это состояние иррадирует на показатели физической работоспособности (точности броска, техника упражнения, повышение сухожильных рефлексов, адинамия, апатия), снижая индивидуальную эффективность спортсмена.
Литература
2. Бобрищев, А.А. Восстановление работоспособности и когнитивных способностей спортсменов силовых единоборств с использованием метода аудиовизульной стимуляции / А.А. Бобрищев, К.В. Мотовичев // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». – 2022. – № 3. – С. 172-179.
3. Востриков, В.А. Память, как компонент надежности спортсменов / В.А. Востриков // Современные тенденции развития науки и образования в сфере физической культуры, адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности: сборник статей к Международной научно-практической конференции, Оренбург, 20–21 октября 2022 года. Оренбург, 2022. – С. 91-93.
4. Грязных, А.В. Определение наглядно-образной памяти у дзюдоистов и грепплеров (спортивная борьба) / А.В. Грязных, В.Р. Мустафин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. – № 3(19). – С. 97-105. – DOI 10.14258/zosh(2020)3.9.
5. Ломова, И.А. Особенности развития зрительной памяти спортсменов-ориентировщиков в зимний период / И. А. Ломова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : XV Международная научно-практическая конференция, Уфа, 14–15 мая 2021 года. – Уфа: ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», 2021. – С. 99.
6. Лунина, Н. В. Воздействие БОС-тренинга на когнитивные функции спортсменов / Н. В. Лунина, Ю. В. Корягина // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6, № 4(21). – DOI 10.51871/2588-0500_2022_06_04_30.
7. Лутошкина, В. Н. Модель развития специализированной «памяти карты» у спортсменов-ориентировщиков 11-14 лет / В. Н. Лутошкина, В. В. Коренева // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 206-217.
8. Медицинская статистика. Главная страница // Медицинская статистика. – URL: https://medstatistic.ru/
9. Родыгина, Ю. К. Динамика когнитивных характеристик юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры / Ю. К. Родыгина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1(191). – С. 475-478. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p475-478.
Copyright (c) 2023 Звягина Екатерина Владимировна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.