ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОКОЛОСПОРТИВНЫХ СООБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В работе обоснована важность и актуальность проблемы развития социальной инициативности обучающегося с учетом приоритетов развития российского общества. Студенчество характеризуется наивысшей активностью, и образовательная организация имеет достаточный потенциал для развития социальной инициативности через разнообразные виды деятельности (инновационную, научно-исследовательскую, социальную, спортивную, волонтерскую, творческую и др.). Рассматриваются смысловые и содержательные характеристики социальной активности личности, базирующейся на инициативности, ответственности, исполнительности. Результаты опроса 2130 респондентов, проведенного в ряде медицинских вузов нашей страны, показали отношение студентов-медиков к социальной активности как продуктивной деятельности, преобразующей саму личность и окружение. Опрос помог выявить востребованные студентами-медиками виды социальных практик и внеурочной деятельности: событийное волонтерство, спорт, туризм, научно-исследовательская деятельность и др. В статье раскрыты социальные проекты и программы по физической культуре и спорту, волонтерству в около спортивном сообществе, которые востребованы современной студенческой молодежью и, развивая инициативность личности, позволяют само реализоваться в профессиональной, личной и общественной жизни.
Литература
1. Алексеева, В. В. Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов / В. В. Алексеева // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2009. – № 1. – С. 51–55.
2. Битшева, И. Г. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительного пространства современного вуза в процессе здоровьесбережения студентов / И. Г. Битшева // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. Том 5. С. 50 58.
3. Борисова, Т. Г. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи / Т. Г. Борисова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1(103). – С.131–135.
4. Бочарова, Е. Е. Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 4(32). С. 348 361.
5. Букина, Т. С. Социальная инициативность молодежи как фактор развития страны / Т. С. Букина, В. В. Леденев // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 11.
6. Гатило, В. Л. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодёжи / В. Л. Гатило, А. В. Ильин, С. В. Рыльский // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1415.
7. Григорьева, М. В. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи / М. В. Григорьева, А. А. Шаров, А. И. Заграничный // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 142 158.
8. Деревягина, Т. Г. К содержанию понятия «социальная инициативность молодежи» / Т. Г. Деревягина // Педагогические науки. Серия Социальная педагогика. 2017. — URL: http://www.rusnauka.com/29_PMN_2017/Pedagogica/6_228645.doc.htm
9 Кодякова, Н. В. Социокультурная среда вуза в формировании социального опыта студентов-медиков / Н.В. Кодякова. – Оренбург, 2016. – С. 3074–3077. URL http://elib.osu.ru/handle/123456789/2072
10. Коломыцева, А. С. Роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи / А. С. Коломыцева // Научные высказывания. 2021. № 8 (8). С. 23 26.
11. Мирошниченко, О. Ю. Социальная инициативность как интегративное социально востребованное качество личности / О. Ю. Мирошниченко // Образовательные инновации: опыт и перспективы : Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции, Саратов, 25–26 февраля 2017 года. – Саратов, 2017. – С. 334 337.
12. Новикова, Г. В. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды / Г. В. Новикова, Г. С. Маль // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52). URL: https://research-journal.org/archive/10-52-2016-october/struktura-socialnoj-aktivnosti-molodezhi-v-dobrovolcheskoj-deyatelnosti-i-ee-vidy
13. Селиванова, С. С. Развитие профессиональной активности молодежи в сети интернет в современных условиях / С. С. Селиванова // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 1. – С. 61 65.
14. Ситаров, В. А. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164 176.
15. Тетерский, С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи : дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Тетерский . Тамбов, 2004. – 337 c.
16. Хайкин, В. Л. Активность (характеристика и развитие) / В. Л. Хайкин. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 448 с.
17. Шамионов, Р. М. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26 41.
18. Шанц, Е. А. Характеристика инициативы как формы социальной активности личности / Е. А. Шанц // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 100 102.
Copyright (c) 2023 Болотова Марина Ивановна, Ермакова Марина Аркадьевна, Ярушин Сергей Алексеевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.