ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

  • Мария Леонидовна Сазанова Вятский государственный университет, Киров, Россия.
  • Галина Александровна Попова Вятский государственный университет, Киров, Россия.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая компетентность, студенты, оценка здоровья.

Аннотация

Значительное ухудшение здоровья населения в России поднимает проблему развития у педагогов
здоровьесберегающей компетентности. Целью данной работы стал анализ особенностей развития
здоровьесберегающей компетентности студентов средствами учебных дисциплин. Анализ ФГОС ВО
выявил отсутствие корреляции формулировки здоровьесберегающей компетенции с профессиональ-
ным стандартом педагога. Рациональная организация занятий с помощью интерактивных методов
обучения, формирование мотивации мониторинга здоровья и повышение двигательной активности
способствуют развитию здоровьесберегающей компетентности.

Литература

1. Айзман, Р. И. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р. И. Айзман, Э. М. Казин, А. И. Федоров, А. C. Шинкаренко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1(17). – С. 9–17.
2. Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л. Ананасенко // Валеология. – 2006. – № 1. – С. 5–13.
3. Базарбаева, С. М. Сравнительная оценка физического здоровья казахских и русских студентов первого курса вузов / С. М. Базарбаева, А. С. Динмухамедова, А. В. Лебедев, Р. И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 241–252.
4. Блинков, С. Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19–20 лет / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин, В. П. Косихин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 20–24.
5. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. / Г. К. Оксенойт (ред.). – М.: Росстат, 2017. – 170 с.
6. Мандриков, В. Б. Гендерные различия в показателях уровня здоровья и адаптационного потенциала у студентов вуза физкультурного профиля / В. Б. Мандриков, Р. П. Самусев, Е. В. Зубарева, Е. С. Рудаскова, Г. А. Адельшина // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2017. – № 4 (64). – С. 119–123.
7. Никифорова, В. А. Мониторинг здоровья студенческой молодежи северных территорий в условиях экологического неблагополучия / В. А. Никифорова // Гигиена и санитария – 2016. – № 95(9). – С. 841–847.
8. Полищук, Н. Н. Структура готовности учителя к формированию здоровьесберегающей компетентности учеников / Н. Н. Полищук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 1(12). – С. 202–206.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Стандарты образования. – URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga_2013.pdf
10. Сазанов, А. В. Оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей первокурсников гуманитарного университета / А. В. Сазанов, М. Л. Сазанова, Н. Л. Демина, Г. А. Попова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22626.
11. Сазанова, М. Л. Состояние здоровья студенток ВятГУ как индикатор состояния окружающей среды / М. Л. Сазанова, Г. А. Попова, А. В. Сазанов, В. А. Козвонин // Биодиагностика состояния природных и природно-техногенных систем: материалы ХV Всеросс. научно-практич. конф. c междунар. участием. Кн. 1. (г. Киров, 4–6 декабря 2017 г.) / отв. ред. Т. Я. Ашихмина. – Киров: ВятГУ, 2017. – С. 212–217.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf.
13. Asafova, E. V. Forming Health Culture of Bachelors of Education by Means of an Academic Course / E. V. Asafova, M. L. Sazanova // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11, № 8. – P. 2025–2036.
14. Cheng, L. A. Physical activity in adolescents: analysis of the social influence of parents and friends / L. A. Cheng, G. Mendonça, J. C. Farias J. // Jornal de Pediatria. – 2014. – Vol. 90, is. 1. – P. 35–41. – URL: doi.org/10.1016/j.jpedp.2013.05.005
15. Morozova, М. А. Content and Technology Modernization of Professional Life Safety Training for Future Teachers / М. А. Morozova, A. G. Kapustin. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. 29. Pp. 554–562. – URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.02.64.
16. Moynihan, S. Teacher Competencies in Health Education: Results of a Delphi Study / S. Moynihan, L. Paakkari, R. Välimaa, D. Jourdan, P. Mannix-McNamara // PLoS One. – 2015. – № 10(12).

References
1. Ayzman R.I., Kazin E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.C. Problemyi i zadachi zdorovesberegayuschey deyatelnosti v sisteme obrazovaniya na sovremennom etape [Problems and tasks of health-saving activity in the education system at the present stage]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University], 2014, no. 1(17), pp. 9–17. (In Russ.).
2. Apanasenko G.L. Individualnoe zdorove: teoriya i praktika [Individual health: theory and practice]. Valeologiya [Valeology], 2006, no. 1, no.. 5–13. (In Russ.).
3. Bazarbaeva S.M., Dinmuhamedova A.S., Lebedev A.V., Ayzman R.I. Sravnitelnaya otsenka fizicheskogo zdorovya kazahskih i russkih studentov pervogo kursa vuzov [Comparative evaluation of the physical health of the Kazakh and Russian first-year students of higher educational institutions]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University], 2017, T. 7, no. 3, pp. 241–252. (In Russ.).
4. Blinkov S.N., Levushkin S.P., Kosihin V.P. Fizicheskoe sostoyanie i somaticheskoe zdorove studentok 19–20 let [Physical condition and somatic health of students 19-20 years]. Uchenyie zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes University of P. F. Lesgaft], 2017, no. 10 (152), pp. 20–24. (In Russ.).
5. Zdravoohranenie v Rossii. 2017: Stat. sb. [Health in Russia. 2017: a Statistical compendium]. G. K. Oksenoyt (ed.). Moscow, 2017. 170 з. (In Russ.).
6. Mandrikov V.B., Samusev R.P., Zubareva E.V., Rudaskova E.S., Adelshina G.A. Gendernyie razlichiya v pokazatelyah urovnya zdorovya i adaptatsionnogo potentsiala u studentov vuza fizkulturnogo profilya [Gender differences in indicators of level of health and adaptive capacity of students of a University sports profile]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Vestnik of Volgograd state medical University], 2017, no. 4 (64), pp. 119–123. (In Russ.).
7. Nikiforova V.A. Monitoring zdorovya studencheskoy molodezhi severnyih territoriy v usloviyah ekologicheskogo neblagopoluchiya [monitoring of health of students of Northern territories in conditions of ecological trouble]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2016, no. 95(9), pp. 841–847. (In Russ.).
8. Polischuk N.N. Struktura gotovnosti uchitelya k formirovaniyu zdorovesberegayuschey kompetentnosti uchenikov [The structure of the teacher's readiness for the formation of health-saving competence of students]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Vector of science of Togliatti state University. Series: Pedagogy, psychology], 2013, no. 1(12), pp. 202–206. (In Russ.).
9. Professionalnyiy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)» [Professional standard «Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (teacher)»]. Standartyi obrazovaniya [Standards of education]. Available at: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/04/rofessionalnyj_standart_pedagoga_2013.pdf (In Russ.).
10. Sazanov A.V., Sazanova M.L., Demina N.L., Popova G.A. Otsenka urovnya fizicheskogo zdorovya i adaptivnyih vozmozhnostey pervokursnikov gumanitarnogo universiteta [Assessment of the level of physical health and adaptive capabilities of first-year students of the Humanities University]. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2015. no. 5. [Modern problems of science and education. 2015. no. 5.]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22626 (In Russ.).
11. Sazanova M.L., Popova G.A., Sazanov A.V., Kozvonin V.A. Sostoyanie zdorovya studentok VyatGU kak indikator sostoyaniya okruzhayuschey sredyi [The health of students Vyatgu as an indicator of the state of the environment]. Biodiagnostika sostoyaniya prirodnyih i prirodno-tehnogennyih sistem: materialyi ХV Vseross. nauchno-praktich. konf. c mezhdunar. uchastiem. Kn. 1. (g. Kirov, 4–6 dekabrya 2017 g.) [Biodiagnostics of natural and natural-technogenic systems: proceedings of the XV all-Russian scientific-practical conference c international. participation. Book 1. (Kirov, 4-6 December 2017)]. Kirov, 2017. Pp. 212–217. (In Russ.).
12. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Teacher education (with two profiles)]. Portal Federalnyih gosudarstvennyih obrazovatelnyih standartov vyisshego obrazovaniya [Portal of Federal state educational standards of higher education]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS VO 3 /Bak/440305_B_3_16032018.pdf (In Russ.).
13. Asafova E.V., Sazanova M.L. Forming Health Culture of Bachelors of Education by Means of an Academic Course. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. vol. 11, № 8. Pp. 2025–2036. (In Eng.).
14. Cheng L.A., Kapustin A.G. Physical activity in adolescents: analysis of the social influence of parents and friends. Jornal de Pediatria. 2014. Vol. 90, is. 1. Pp. 35–41. Available at: doi.org/10.1016/j.jpedp.2013.05.005 (In Eng.).
15. Morozova М.А., Kapustin A.G. Content and Technology Modernization of Professional Life Safety Training for Future Teachers. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. 29. Pp. 554–562. (In Eng.).
16. Moynihan S., Paakkari L., Välimaa R., Jourdan D., Mannix-McNamara P. Teacher Competencies in Health Education: Results of a Delphi Study. PLoS One. 2015. No. 10(12). (In Engю).
Опубликован
23-05-2020
Как цитировать
Сазанова, М. Л., & Попова, Г. А. (2020). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 3(3), 102-108. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/227