Информационная компетентность будущих тренеров по спорту как одна из главных составляющих их профессиональной подготовки

  • Коляда Михаил Георгиевич Донецкий национальный университет. Донецк, Украина
  • Бугаева Татьяна Ивановна Донецкий национальный университет. Донецк, Украина
  • Дониченко Елена Юрьевна Донецкий национальный университет. Донецк, Украина
Ключевые слова: информационная компетентность, тренер по спорту, состав информационных компетентностей, профессиональная подготовка, формирование компетентности.

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования информационной компетентности будущих спортивных тренеров в процессе профессиональной подготовки. Представлен анализ научных исследований по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) физкультурно-спортивной направленности. Изучен состав информационной компетентности педагогического работника. Выявлены наиболее важные профессиональные компетенции, которыми должен обладать тренер по спорту в сфере ИКТ, цифровых приборов и устройств.

Актуальность исследования определена направленностью на разрешение ряда противоречий, в том числе, между потребностью общества в формировании готовности тренера по спорту применять цифровые технологии в профессиональной деятельности и неполной теоретико-методологической разработанностью этой темы.

Проблема исследования состоит в поиске путей повышения продуктивности профессиональной подготовки будущих тренеров по спорту через поиск эффективных методов, форм и средств обучения в формировании информационной компетентности.

Был проведен эксперимент, по окончании которого выполнено распределение коэффициентов средних предпочтений по наиболее важным профессиональным компетенциям тренера по спорту.

Обобщая теоретический материал, была выполнена конкретизация понятия «информационная компетентность тренера в спорте» и сделан вывод, что она проявляется через готовность этого специалиста в спорте к видам информационной деятельности, через профессиональную культуру, профессионально важные качества и профессиональные способности.

Литература

Список литературы

Березина Т. И. Педагогическая компетентность руководителя современной школы / Т. И. Березина // Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Году учителя и 75-летию НГПУ (17–20 февраля 2010г.). – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. – Ч. 1 – С. 41–54.

Булавенко О. А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности / О. А. Булавенко // Школьные технологии. – 2005. – № 3. – С. 40.

Каракозов С. Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования : дис. ... д-ра. пед. наук / С. Д. Каракозов. – Барнаул, 2005. – 427 с.

Лавина Т. А. Формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра педагогического образования / Т. А. Лавина // Педагогическая информатика. – 2011. – № 6. – С. 56–59.

Михайлова Т. В. Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта: дис. ... д-ра. пед. наук / Т. В. Михайлова. – Москва, 2019. – 433 с.

Петров П. К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту / П. К. Петров // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 51–55.

Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 24–28.

Шадриков В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. – М. : Издательская корпорация «Логос»,1996. – 320 с.

Шалашова М. М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза / М. М. Шалашова // Педагогические измерения. – 2007 – № 4. – С. 3–12.

References

Berezina T.I. Pedagogicheskaya kompetentnost' rukovoditelya sovremennoj shkoly [Pedagogical competence of the head of a modern school]. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu uchitelya i 75-letiyu NGPU (17-20 fevralya 2010g.). [Teaching professionalism in modern education : materials of the VI International scientific and practical conference dedicated to the Year of the teacher and the 75th anniversary of NSPU (17-20 February 2010)]. Novosibirsk, Pp. 41–54. (In Russ.).

Bulavenko O.A. Sushchnostnye harakteristiki professional'noj kompetentnosti [Essential characteristics of professional competence] Shkolnye tekhnologii [School technologies], 2005, no. 3. pp. 40. (In Russ.).

Karakozov S.D. Razvitie predmetnoj podgotovki uchitelej informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya [Development of subject training of computer science teachers in the context of informatization of education.Thesis]. Barnaul, 2005. 427 p. (In Russ.).

Lavina T.A. Formirovanie kompetentnosti v oblasti informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya [Formation of competence in the field of information and communication technologies of the Bachelor of pedagogical Education]. Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical Informatics], 2011, no. 6. pp. 56–59. (In Russ.).

Mihajlova T.V. Koncepciya podgotovki trenerov v usloviyah integrirovannoj obrazovatel'noj sistemy institutov sporta [The concept of training coaches in an integrated educational system of sports institutes. Thesis]. Moscow, 2019. 433 p. (In Russ.).

Petrov P.K. Informacionnaya kompetentnost' kak osnova dlya formirovaniya professionalizma budushchih specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu [Information competence as a basis for the formation of professionalism of future specialists in physical culture and sports]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture : upbringing, education, training], 2010, no. 2. pp. 51—55. (In Russ.). 7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Key competencies as a component of personality-oriented education]. Narodnoe obrazovanie [National education], 2003, no. 2. pp. 24—28. (In Russ.).

Shadrikov V.D. Deyatelnost i sposobnosti [Activities and abilities]. Moscow, 1996. 320 p. (In Russ.).

Shalashova M.M. Primenenie kvalifikacionnyh testov dlya ocenki professionalnoj kompetentnosti vypusknika vuza [Application of qualification tests to assess the professional competence of a university graduate]. Pedagogicheskie izmereniya [Pedagogical measurements], 2007, no. 4. pp. 3–12. (In Russ.).

Опубликован
25-07-2022
Как цитировать
Коляда Михаил Георгиевич, Бугаева Татьяна Ивановна, & Дониченко Елена Юрьевна. (2022). Информационная компетентность будущих тренеров по спорту как одна из главных составляющих их профессиональной подготовки. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 7(3), 31-40. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17305
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА