ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: высшее образования, научно-исследовательская деятельность, физическая культура, спорт, студенты, студенческая наука

Аннотация

Аннотация. Основной контингент обучающихся в образовательных организациях высшего образования в сфере физической культуры и спорта – это спортсмены в недавнем прошлом или настоящем. Возможно, именно опыт спортивной деятельности объясняет то, что получение высшего образования рассматривается ими, как практико-ориентированный процесс. Между тем, одна из составляющих высшего образования – научно-исследовательская деятельность – включает значительную долю теоретической работы, не характерной для спортсменов, но важной для будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Для выявления отношения к научно-исследовательской деятельности студентов вузов физической культуры и спорта было проведено анкетирование, в котором приняло участие 590 студентов 2 и 3 курсов бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Исследование показало, что студенты воспринимают научно-исследовательскую деятельность, как процесс, не связанный с внешним взаимодействием. Большинство студентов (70,5%) готовы заниматься или рассматривают возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью в будущем. Выявлен низкий уровень вовлечения преподавателями студентов в собственные исследования (только 6,8% студентов принимают участие в исследованиях, проводимых преподавателями), а также только 4,4% опрошенных состоит в Студенческом научном обществе, при этом половина из них не видят для себя какой-либо пользы от участия в нем. Было обнаружено противоречие в способах поиска информации (приоритет: интернет) и тем, что студенты предпочитают аналоговые источники информации (изданные на бумаге). Только незначительное число респондентов обращаются к таким источникам информации, как Российская национальная библиотека и Elibrary.ru (4,7% и 2,3% соответственно), а библиотека вуза, как первичный источник информации, рассматривается только 15,7% опрошенными.

Полученные результаты свидетельствуют об определенных пробелах в области приобщения к научно-исследовательской деятельности студентов вузов физической культуры и спорта, понимания её значимости для будущих специалистов и приобретения необходимых умений и навыков.

Литература

Список литературы

Анисова, А. С. Научное студенческое общество, как фактор становления молодых специалистов / А. С. Анисова // Самоуправление. – 2021. – № 2 (124). – С. 118–120.

Баженов, Р. И. Методика привлечения студентов к научно-исследовательской работе / Р. И. Баженов // Известия Кыргызской академии образования. – 2020. – № 2 (51). – С. 84–88.

Брызгалова, И. В. Научно-исследовательская деятельность курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказания России как средство мотивации учебно-познавательной деятельности / И. В. Брызгалова // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 2 (47). – С. 461–464.

Закревская, Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Г. Закревская. – Санкт-Петербург, 2010. – 39 с.

Клименко, Ю. А. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе / Ю. А. Клименко, А. П. Преображенский, Л. Н. Мотунова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2020. – № 2 (33). – С. 92–96.

Колдина, М. И. Научно-исследовательская деятельность как вид профессиональной деятельности бакалавра профессионального обучения / М. И. Колдина, М. В. Кутлаева, А. М. Петровский, Е. А. Коровина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 6. – С. 20–23.

Криличевский, В. И. Изучение отношения к образовательному процессу среди студентов вузов физической культуры (на примере студентов бакалавриата НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) / В. И. Криличевский // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки. – СПб., 2020. – С. 315–318.

Масленников, П. Ю. Отношение преподавателей вуза физической культуры к научно-исследовательской деятельности / П. Ю. Масленников // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию Университета : в 2 ч. Ч. 2. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 182–186.

Масленников, П. Ю., Криличевский, В. И. Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров / П. Ю. Масленников, В. И. Криличевский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 248–252.

Печерская, Е. А. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности / Е. А. Печерская, Е. А. Савеленок, Д. В. Артамонов // Инновации. – 2017. – № 8 (226). – С. 96–104.

Создание мотивирующей образовательной среды: коллективная монография / под ред. Е. Э. Кригер. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел, 2019. – 230 с.

Солнышкова, О. В. Побуждение студентов к научно-исследовательской деятельности. Проблемы и пути решения / О. В. Солнышкова // Актуальные вопросы образования. – 2019. – Т. 1. – С. 124–129.

Сорохина, В. П. Студенческое научное общество как инструмент интеграции обучаемых в научно-исследовательскую деятельность / В. П. Сорохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16, № 6 (145). – С. 132–141.

Цымбал, М. В. Интенсификация творческой активности студентов как результат формирования научно-исследовательской компетенции / М. В. Цымбал, О. А. Гордиенко // Дискуссия. – 2014. – № 6 (47). – С. 113–119.

Dörnyei, Z. Teaching and Researching Motivation / Z. Dörnyei, E. Ushioda. – New York: Routledge, 2021. – 295 p.

Martin, A. J. Load reduction instruction in science and students’ science engagement and science achievement / A. J. Martin, P. Ginns, E. C. Burns, R. Kennett, J. Pearson // Journal of Educational Psychology. – 2020. – no. 113(6). – Pр. 1126–1142.

References

Anisova A.S. Nauchnoe studencheskoe obschestvo, kak factor stanovleniya molodikh spetsialistov [Scientific student society as a factor in the formation of young specialists]. Samoupravlenie [Self-Governance], 2021, no. 2 (124), pp. 118–120. (In Russ).

Bazhenov R.I. Metodika privlecheniya studentov k nauchno-issledovatrlskoy rabote [The methodology of involving students in scientific research]. Izvestiya Kyrgyzskogoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the Kyrgyz Academy of Education], 2020, no. 2 (51), pp. 84–88. (In Russ).

Bryzgalova I.V. Nauchno-issledovatelskaya deyatelnost kursantov vuzov FSIN Rossii kak sredstvo motivatsii uchebno-poznovatelnoy deyatelnosti [The research activities of students of universities of the federal penitentiary service of Russia as a means of motivation of educational-cognitive activity]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law], 2019, no. 2 (47), pp. (In Russ).

Zakrevskaya N.G. Razvitie nauchno-pedagogicheskogo potentsiala v universitetakh fizicheskoi kul’turi sovremennoi Rossii: avtoref. diss. … d-r. ped. nauk [Development of scientific and pedagogical potential in the universities of physical education in modern Russia. Abstract of thesis]. St. Petersburg, 2010. (In Russ.).

Klimenko Yu.A., Preobrazhenskiy A.P., Motunova L.N. K voprosu o nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti studentov v visschey schkole [On the issue of research activities of students in higher education]. Vestnik Voronezhskogo instituta vysokikh tekhnologii [The Bulletin of The Voronezh Institute of High Technologies], 2020, no. 2 (33), pp. 92–96. (In Russ).

Koldina M.I., Kutlayeva M.V., Petrovsky A.M., Korovina E.A. Nauchno-issledovatelskaya deyatelnost kak vid professionalnoi deyatelnosti bakalavra professionalnogo obucheniya [Research activity as type of professional activity of the bachelor of vocational education]. Innovatsionnie proekty I programmi v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2016), no. 6, pp. 20–23. (In Russ).

Krilichevskii V.I. Izuchenie otnoscheniya k obrazovatelnomu protsessu sredi studentov vuzov fizicheskoi kulturi 9na primere studentov bakalavriata NGU im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg) [Research the attitude to the educational process among students of higher educational institutions of physical culture (on the example of bachelor degree students of Lesgaft NSU, St. Petersburg)]. Materialy itogovoi nauchno-prakticheskoi konferentsii professorsko-prepodavatel’skogo sostava Natsional’nogo gosudarstvennogo Universiteta fizicheskoi kulturi, sporta I zdorov’ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg za 2019 g., posvyashchennoi 75-letiyu Pobedi v Velikoi Otechestvennoi voine i Dnyu rossiiskoi nauki [Materials of the resume scientific-practical conference of the teaching staff of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg for 2019, dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War and the Day of Russian Science]. St. Petersburg, 2020. Pp. 315–318. (In Russ.).

Maslennikov P.Y. Otnoschenie prepodavatelei vuza fizicheskoi kulturi k nauchno-issledovatelskoi deyatelnosti [Attitude of teachers of the higher educational institution of physical culture to research activities]. Materialy itogovoi nauchno-prakticheskoi konferentsii professorsko-prepodavatel’skogo sostava Natsional’nogo gosudarstvennogo Universiteta fizicheskoi kulturi, sporta I zdorov’ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg za 2020 g., posvyashchennoi 125-letiyu Universiteta : v 2 ch. Ch. 2 [Materials of the resume scientific-practical conference of the teaching staff of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg for 2020, dedicated to the 125th anniversary of The University. Part. 2]. St. Petersburg, 2021. pp. 182–186. (In Russ).

Maslennikov P.Y., Krilichevskii V.I. Issledovanie otnoscheniya k obrazovatelnomu protsessu v sisteme vischego obrazovaniya buduschikh trenerov [Research of attitude to the educational process in the system of higher education of future coaches]. Uchenii zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University], 2020, no. 2 (180), pp. 248–252. (In Russ).

Pecherskaya, E.A., Savelyonok E.A., Artamonov D.V. Vovlechenie studentov v nauchno-issledovatelskuy rabotu v universitete: mekhanizm I otsenka effektivnosti [Involving students in research work at the university: the mechanism and evaluation of efficiency]. Innovatsii [Innovations], 2017, no. 8 (226), pp. 96–104. (In Russ).

Krier E.E. (ed) Sozdanie motiviruyushchei obrazovatel’noi sredi [Creation of a motivating educational environment]. Orekhovo-Zuevo, 2019. 230 p. (In Russ.).

Solnyshkova O.V. Pobuzhdenie studentov k nauchno-issledovatelskoi deyatelnosti. Problemi I puti rescheniya [Motivation students to research activities]. Proplems and solutions. Actualnie voprosi obrazovaniya [Actual issues of education], 2019, Vol. 1, pp. 124–129. (In Russ).

Sorokhina V.P. Studencheskoe nauchnoe obschestvo kak instrument integratsii obuchaemikh v nauchno-issledovatelskuy deyatelnost [Student Scientific Society As a Tool for Integration of Students into Research Activities]. Uchenie zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta [Scientific notes of RSSU], 2017, Vol. 16, no. 6 (145), pp. 132–141. (In Russ).

Tsimbal M.V., Gordienko O.A. Intensifikatsiya tvorcheskoi aktivnosti studentov kak rezultat formirovaniya nauchno-issledovatelskoi kompetentsii [Intensification of students’ creative activity as a result of scientific-research competence formation]. Diskussiya [Dicussion], 2014, no. (47), pp. 113–119. (In Russ).

Dörnyei Z., Ushioda E. Teaching and Researching Motivation. 3rd Ed. New York, 2021. 295 p. (In Engl.).

Martin A.J., Ginns P., Burns E.C., Kennett R., & Pearson J. (2020). Load reduction instruction in science and students’ science engagement and science achievement. Journal of Educational Psychology, 2020, no. 113(6), pp. 1126–1142.

Опубликован
21-03-2022
Как цитировать
Масленников, П. Ю. (2022). ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 7(1), 25-32. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17104