ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

  • Валентин Дмитриевич Иванов Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. https://orcid.org/0000-0002-2952-3222
  • Оксана Викторовна Марандыкина Московский государственный лингвистический университет. Москва, Россия. https://orcid.org/0000-0002-9155-5014
Ключевые слова: релаксация, физическая культура, психофункциональное состояние, психофизическая регуляция.

Аннотация

В статье представлен экспериментальный материал о влиянии психофизической релаксации на психофункциональное состояние студентов. Использование психофизической релаксации на занятиях физической культурой способствует нормализации процессов возбуждения и торможения, повышению психоэмоционального состояния, нормализации показателей тревожности. Выявленная тенденция к снижению ЧСС после ПФР на релаксацию также подтверждает ее благоприятное воздействие на систему кровообращения.

Занятия релаксацией в качестве оздоровительного и коррекционного средства, нормализующего психофизическое состояние студентов, можно рекомендовать к применению на занятиях физической культурой, отводя в конце занятия 10–15 минут. Оздоровительные технологии в учебном процессе будут способствовать развитию мотивации к здоровому образу жизни и профилактике психофизических нарушений у студентов вуза.

Литература

Список литературы
1. Влияние занятий релаксацией на адаптацию к учебным нагрузкам у студентов-спортсменов / О. Г. Коурова, Т. В. Попова, Г. И. Максутова, О. С. Стадник // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–10. – С. 2155–2157.
2. Кабанов, С. А. Физиологические и психологические проблемы оценочной деятельности, адаптации, стресса и поведения человека (социально-физиологические, психолого-педагогические и поведенческие аспекты) / С. А. Кабанов, С. А. Личагина, О. С. Аминов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 2005. – 183 с.
3. Кузнецова, Д. В. Проблема психофизической саморегуляции: современные концепции и их физиологические механизмы / Д. В. Кузнецова, В. А. Мильчакова // Вестник психотерапии. – 2018. – № 67(72). – С. 66–91.
4. Легостаев, Г. Н. Обучение студентов направленной психофизической релаксации / Г. Н. Легостаев // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : Материалы XXI Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся, Коломна, 30 сентября – 02 2011 года / Ответственный редактор: Прокудин Б.Ф. – Коломна, 2011. – С. 46–48.
5. Максутова, Г. И. Изменение психофункционального состояния после релаксационного упражнения у студентов университета / Г. И. Максутова, Т. В. Попова, О. Г. Коурова, О. С. Стадник // Инновационные подходы в решении проблем современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 27 мая 2018 года. – Пенза, 2018. – С. 24–27.
6. Мониторинг психофизического состояния студенческой молодежи творческого вуза / В. А. Таймазов, В. С. Степанов, Т. В. Састамойнен, А. В. Пономарева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11(177). – С. 536–540.
7. Попова, Т. В. Саморегуляция функциональных состояний / Т. В. Попова. – Челябинск, 2006. – 156 с.
8. Попова, Т. В. Психофизическая регуляция, механизмы, перспективы применения / Т. В. Попова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2006. – № 7-1. – С. 127–130.
9. Састамойнен, Т. В. Психофизическая релаксация в режиме учебного дня студентов творческого вуза / Т. В. Састамойнен, В. С. Степанов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 286–290.
10. Сомкин, А. А. Занятия психофизической релаксацией со студентами специальной медицинской группы в высшем учебном заведении творческого профиля / А. А. Сомкин, Т. В. Састамойнен // Культура здоровой жизни учащейся молодёжи : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 20 декабря 2019 года. – Йошкар-Ола, 2020. – С. 236-240.
11. Юстус, И. В. Способы психофизической регуляции студентов творческих специальностей / И. В. Юстус, В. Ю. Кузьмина // Перспективы науки. – 2011. – № 5(20). – С. 13–17.
12. Chambers, R., Gullone E. Mindful emotion regulation: An integrative review/ R. Chambers, E. Gullone // Clinical Psychology Review. – 29. – 2009. – pp. 560-572.

References
1. Kourova O.G., Popova T.V., Maksutova G.I., Stadnik O.S. Vliyanie zanyatiy relaksatsiey na adaptatsiyu k uchebnyim nagruzkam u studentov-sportsmenov [The influence of relaxation classes on adaptation to academic loads in student-athletes]. Fundamentalnyie issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 2–10, pp. 2155–2157. (In Russ.).
2. Kabanov S.A., Lichagina S.A., Aminov A.S. Fiziologicheskie i psihologicheskie problemyi otsenochnoy deyatelnosti, adaptatsii, stressa i povedeniya cheloveka (sotsialno-fiziologicheskie, psihologo-pedagogicheskie i povedencheskie aspektyi) [Physiological and psychological problems of evaluation activity, adaptation, stress and human behavior (socio-physiological, psychological, pedagogical and behavioral aspects)]. Chelyabinsk, 2005. 183 p. (In Russ.).
3. Kuznetsova D.V., Milchakova V.A. Problema psihofizicheskoy samoregulyatsii: sovremennyie kontseptsii i ih fiziologicheskie mehanizmyi [The problem of psychophysical self-regulation: modern concepts and their physiological mechanisms]. Vestnik psihoterapii [Bulletin of Psychotherapy], 2018, no. 67(72), pp. 66–91. (In Russ.).
4. Legostaev G.N. Obuchenie studentov napravlennoy psihofizicheskoy relaksatsii [Teaching students directed psychophysical relaxation]. Chelovek, zdorove, fizicheskaya kultura i sport v izmenyayuschemsya mire : Materialyi XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya, Kolomna, 30 sentyabrya – 02 2011 goda [Man, health, physical culture and sport in a changing world : Materials of the XXI International Scientific and Practical Conference on the problems of physical education of students, Kolomna, September 30 – 02, 2011]. Kolomna, 2011. Pp. 46–48. (In Russ.).
5. Maksutova G.I., Popova T.V., Kourova O.G., Stadnik O.S. Izmenenie psihofunktsionalnogo sostoyaniya posle relaksatsionnogo uprazhneniya u studentov universiteta [Change of the psychofunctional state after relaxation exercises among university students]. Innovatsionnyie podhodyi v reshenii problem sovremennogo obschestva : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 chastyah, Penza, 27 maya 2018 goda [Innovative approaches in solving problems of modern society : collection of articles of the International scientific and practical Conference. In 2 parts, Penza, May 27, 2018]. Penza, 2018. Pp. 24–27. (In Russ.).
6. Taymazov V.A., Stepanov V.S., Sastamoynen T.V., Ponomareva A.V. Monitoring psihofizicheskogo sostoyaniya studencheskoy molodezhi tvorcheskogo vuza [Monitoring of the psychophysical state of students of a creative university]. Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2019, no. 11(177), pp. 536–540. (In Russ.).
7. Popova T.V. Samoregulyatsiya funktsionalnyih sostoyaniy [Self-regulation of functional states]. –Chelyabinsk, 2006. 156 p. (In Russ.).
8. Popova T.V. Psihofizicheskaya regulyatsiya, mehanizmyi, perspektivyi primeneniya [Psychophysical regulation, mechanisms, prospects of application]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kultura [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical education], 2006, no. 7-1, pp. 127–130. (In Russ.).
9. Sastamoynen T.V., Stepanov V.S. Psihofizicheskaya relaksatsiya v rezhime uchebnogo dnya studentov tvorcheskogo vuza [Psychophysical relaxation in the mode of the school day of students of a creative university]. Problemyi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 60-3, pp. 286–290. (In Russ.).
10. Somkin A.A., Sastamoynen T.V. Zanyatiya psihofizicheskoy relaksatsiey so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppyi v vyisshem uchebnom zavedenii tvorcheskogo profilya [Psychophysical relaxation classes with students of a special medical group in a higher educational institution of a creative profile]. Kultura zdorovoy zhizni uchascheysya molodYozhi : Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yoshkar-Ola, 20 dekabrya 2019 goda [Culture of healthy life of students: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, December 20 2019]. Yoshkar-Ola, 2020. Pp. 236-240. (In Russ.).
11. Yustus I.V., Kuzmina V.Yu. Sposobyi psihofizicheskoy regulyatsii studentov tvorcheskih spetsialnostey [Methods of psychophysical regulation of students of creative specialties]. Perspektivyi nauki [Prospects of science], 2011, no. 5(20), pp. 13–17. (In Russ.).
12. Chambers R., Gullone E. (2009). Mindful emotion regulation: An integrative review. Clinical Psychology Review. no. 29, pp. 560–572. (In English.).
Опубликован
30-05-2022
Как цитировать
Иванов, В. Д., & Марандыкина, О. В. (2022). ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 7(2), 86-92. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17213

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>