Междисциплинарный антропологический подход в научно-исследовательской деятельности студентов физкультурного вуза

  • Лариса Алексеевна Липская Уральский государственный университет физической культуры
  • Сергей Геннадьевич Сериков
Ключевые слова: студенты, научно-исследовательская деятельность, методология, интеграция антропологических знаний, междисциплинарный антропологический подход.

Аннотация

Аннотация. В статье раскрывается проблема использования междисциплинарного антропологического подхода в научных работах студентов вузов физической культуры, в качестве стратегии исследования процесса физического воспитания и развития человека, рассматриваемого как многогранный био-психо-социокультурный феномен, в неразрывном единстве тела и духа, природного и социального, соматического и психического в нем.

Актуальность проблемы исследования обусловлена наблюдающемся в педагогической и спортивной науке «антропологическом повороте», как методологическом направлении, требующем междисциплинарного синтеза антропологических знаний естественных и социально-гуманитарных наук. Однако анализ научных работ студентов физкультурных вузов свидетельствует об одностороннем подходе к процессу физического воспитания и формирования личности спортсмена, который рассматривается как бы по частям в зависимости от того, на развитии каких качеств акцентируется внимание. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость разработки ведущих принципов междисциплинарного антропологического подхода, способствующего целостному представлению о всестороннем развитии личности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Цель и задачи исследования заключаются в необходимости изучения методологической роли междисциплинарного антропологического подхода, в возможности и целесообразности его использования в качестве теоретико-методологической основы проводимых студентами исследований в области физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования включают: анализ научной и учебно-методической литературы, сравнительный анализ и систематизацию выпускных квалификационных работ студентов физкультурного вуза.

Результаты исследования показали, что использование междисциплинарного антропологического подхода в научных исследованиях позволяет студентам физкультурных вузов преодолевать крайности одностороннего взгляда на физическое воспитание и подготовку спортсменов, ориентироваться не только на физическое, но и социокультурное, индивидуально-психологическое, духовно-этическое развитие личности.

Выводы и заключение. Междисциплинарное понимание смысла антропологического подхода, определяющего содержание теоретико-методологических основ проводимых студентами исследований в области ФКС, является наиболее существенным вкладом в теорию физического воспитания и спорта.

Литература

1. Быков, Е. В. Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Е. В. Быков, Н. П. Петрушкина, О. И. Коломиец, Н. А. Симонова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – Т. 14, № 1. – С. 176–184.
2. Дубровин, В. А. Антропологический подход в контексте подготовки современного педагога по физической культуре и спорту / В. А. Дубровин // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 2(78). – С. 50–52.
3. Липская, Л. А. Философско-педагогические антропологические основания онтокинезиологического подхода /Л. А. Липская // Интеграция социогуманитарного и естественно-научного знания в контексте онтокинезиологической методологии спортивной науки: Материалы научного симпозиума, посвященного памяти В. К. Бальсевича, Москва, 28 мая 2021 г. – М.: РГУФКСМиТ, 2021. – С. 77–83.
4. Лубышева, Л. И. Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки и практики / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С. 3–5.
5. Масленников, П. Ю. Проблематизация отношения к исследовательской деятельности студентов вузов физической культуры / П. Ю. Масленников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2022. – Т. 7, № 1. – С. 25–32.
6. Сериков, С. Г. О путях достижения паритета образованности и здоровья учащихся / С. Г. Сериков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2007. – № 6 (78). – С. 119–123.
7. Столяров, В. И. Развитие философии спорта и российская философская школа гуманистического и диалектического анализа спорта / В. И. Столяров // Вопросы философии. – 2017. – № 8. – С. 202–214.
8. Сысоев, А. В. К вопросу о перспективах развития научного и научно-методического обеспечения спортивной подготовки квалифицированных спортсменов / А. В. Сысоев, С. В. Седоченко, О. Н. Савинкова // Вестник спортивной науки. – 2003. – № 3. – С. 16–21.
9. Buekers, M., Ibáñez-Gijón, J., Morice, A., Rao, G., Mascret, N., Laurin, J., et al. (2016). Interdisciplinary research: a promising approach to investigate elite performance in sports. Quest 69, 1–15. doi: 10.1080/00336297.2016.1152982. – URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/00336297.2016.1152982
10. Sands, Robert R., ‎Sands, Linda. The Anthropology of Sport and Human Movement: A Biocultural Perspective. – Lexington Books, 2012. – 366 p. – URL: https://books.google.ru/books?id=kiseoBGEKqAC&newbks=0&printsec=frontcover&dq=антропология+спорта&hl=ru&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false.
Опубликован
08-11-2024
Как цитировать
Липская, Л. А., & Сериков, С. Г. (2024). Междисциплинарный антропологический подход в научно-исследовательской деятельности студентов физкультурного вуза. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 9(4), 12-18. https://doi.org/10.47475/10.47475/2500-0365-2024-9-4-12-18