ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКРЕАЦИИ И ЗАБОТА О ТЕЛЕСНОМ КАПИТАЛЕ

  • Мариям Равильевна Арпентьева Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского. Калуга, Россия.
  • Анна Ивановна Тащёва Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, Россия
  • Светлана Валерьевна Гриднева Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, Россия
Ключевые слова: рекреация, телесный капитал, телесная чувствительность, метапознаватель- ные способности в сфере телесной активности, спортсмен.

Аннотация

Рекреация — важный компонент заботы о телесном, а также культурном человеческом и социальном
капиталах. Она же — важнейший компонент так называемой «телесной чувствительности» и телесной
«отзывчивости», формирования и развития метапознавательных способностей в сфере телесной
активности, которая является особенностью спортсменов или иных людей, длительно и регулярно
занимающихся спортом, участников программ реабилитации, лечебной физической культуры (ЛФК).
Такого рода формирование и развитие метапознавательных способностей в сфере телесной активно-
сти — характеристика высокоразвитого телесного капитала. Кроме того, в современном представлении
досуг и усталость и соответственно рекреация и забота о телесном капитале имеют выраженный «со-
циальный смысл», который необходимо учитывать в построении программ подготовки спортсменов
и работы с иными занимающимися физической культурой и спортом, а также реабилитации: сама
по себе двигательная активность или её отсутствие не решают проблемы усталости и отдыха совре-
менного человека. Так же, как не решают они и вопросов, связанных со спортивными достижениями:
последние ограничены постольку, поскольку специалисты и спортсмены интересуются физиологиче-
скими и физическими аспектами достижений.
Однако психологическое сопровождение спорта и рекреации показывает, что этого недостаточно.
Телесный капитал современного человека не существует изолированно от человеческого, социально-
го, культурного капиталов.
Смысл отдыха заключается в гармонизации и восстановлении личности во всех выбранных компо-
нентах и взаимосвязи между ресурсами и возможностями человека. Метакогнитивные знания и на-
выки личности играют ведущую роль в этом процессе (тренер, реабилитолог, психолог, спортсмен,
физкультурник, член физиотерапевтической группы, проходящей реабилитацию).

Литература

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб: Академ. проект, 1997. – 254 с.

Бодрийяр, Ж. Усталость / Ж. Бодрийяр // Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – С. 230–234.

Виттих, В. А. Проблемы эвергетики / В. А. Виттих // Проблемы управления. – 2014. – № 4. – C. 69–71.

Гриднева, С. В. Повышение качества психологического и педагогического профессионального образования в вузе / С. В. Гриднева, А. И. Тащёва // ХХVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании. Материалы Всероссийской научной конференции. – Пермь : ПГУ, 2011. – С. 175–177.

Тащёва, А. И. Консультативная беседа: учебное пособие / А. И. Тащёва. – Ростов-н/Д. : Изд-тво ЮФУ, 2014. – 64 с.

Тащёва, А. И. Энциклопедия психологической помощи / А. И. Тащёва. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – 544 с.

Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М. : Рольф, 2007. – 592 с

Bruce, C. D. Puritans at Play. Leisure and Recreation in Colonial New England. St. Martin's Press, New York. 1995. P. XI.

Danish, S.J., Forneris, T., & Wallace, I. Sport-based life skills programming in the schools // Journal of Applied School Psychology, 2005. Vol. 21(2). P. 41-62.

Goodger, K., Gorely, T., Lavallee, D., & Harwood, C. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist, 2007. Vol. 21. P. 127-151.

Gould & Whitley, M. Sources and consequences of athletic burnout among college athletes // Journal of Intercollegiate Athletics, 2009.Vol. 2. P. 16-30.

Hochschild A.R. Emotion Work, Feeling Rule, and Social Structure // American Journal of Sociology. - 1979. - Vol. 85. - № 3. - P. 551–575.

Jones, G., Hanton S., & Connaughton, D. What is this thing called mental toughness?: An investigation with elite performers // Journal of Applied Sport Psychology, 2002. Vol. 14. P. 211-224.

McLean D.D., Hurd A.R., Rogers N.B. Kraus' Recreation and Leisure in Modern Society, 7th Edition. Jones and Bartlett. 2005. 155 p.

Mindell, A. Processmind: A user’s guide to connecting with the mind of god . San Francisco: Quest Books 2010.- 304 p.

Parent, M.; Rousseau, M.; El-Zein, M.; Latreille, B.; Désy, M.; Siemiatycki, J. Occupational and recreational physical activity during adult life and the risk of cancer among men // Cancer epidemiology. 2010. - №35 (2). Р. 151–159. doi:10.1016/j.canep.2010.09.004. PMID 21030330.

Wacquant L.J.D. Pugs at Work: Bodily Capital and Bodily Labour Among Professional Boxers // Body&Society. - 1995. - Vol. 1(1). - P. 65–93.

Yukic Th.S.. Fundamentals of Recreation, 2nd edition. – London: Harpers & Row, 1970. – 340 p.

REFERENCES

Adler A. Ponyat prirodu cheloveka [Understand human nature]. St. Petersburg, 1997. 254 p. (In Russ.).

Bodriyyar Zh. Ustalost [Fatigue]. Obschestvo potrebleniya. Ego mifyi i strukturyi [consumer Society. Its myths and structures]. Moscow, 2006. Pp. 230–234. (In Russ.).

Vittih V.A. Problemyi evergetiki [Problems of power engineering]. Problemyi upravleniya [Problems of management], 2014, no. 4, pp. 69–71. (In Russ.).

Gridneva S.V., Tasheva A.I. Povyishenie kachestva psihologicheskogo i pedagogicheskogo professionalnogo obrazovaniya v vuze [Improving the quality of psychological and pedagogical professional education at the University]. ХХVI Merlinskie chteniya: Psihologicheskie innovatsii v obrazovanii. Materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [XXVI Merlin readings: Psychological innovations in education. Materials of the all-Russian scientific conference]. Perm, 2011. Pp. 175–177. (In Russ.).

Tasheva A.I. Konsultativnaya beseda [the counseling interview]. Rostov on Don, 2014. 64 p. (In Russ.).

Tasheva A.I. Entsiklopediya psihologicheskoy pomoschi [encyclopedia of psychological aid]. Rostov on Don, 2000. 544 p. (In Russ.).

Toynbi A.Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii [Civilization before the court of history]. Moscow, 2007. 592 p. (In Russ.).

Bruce C.D. Puritans at Play. Leisure and Recreation in Colonial New England. St. Martin's Press, New York. 1995. P. XI. (In Engl.).

Danish S.J., Forneris T., & Wallace I. Sport-based life skills programming in the schools. Journal of Applied School Psychology, 2005. Vol. 21(2). P. 41–62. (In Engl.).

Goodger K., Gorely T., Lavallee D., & Harwood C. Burnout in sport : A systematic review. The Sport Psychologist, 2007. Vol. 21. P. 127–151. (In Engl.).

Gould & Whitley M. Sources and consequences of athletic burnout among college athletes. Journal of Intercollegiate Athletics, 2009.Vol. 2. P. 16–30. (In Engl.).

Hochschild A.R. Emotion Work, Feeling Rule, and Social Structure. American Journal of Sociology. 1979. Vol. 85. № 3. P. 551–575. (In Engl.).

Jones G., Hanton S. & Connaughton D. What is this thing called mental toughness?: An investigation with elite performers. Journal of Applied Sport Psychology, 2002. Vol. 14. P. 211–224. (In Engl.).

McLean D.D., Hurd A.R., Rogers N.B. Kraus' Recreation and Leisure in Modern Society. London: Jones and Bartlett. 2005. 155 p. (In Engl.).

Mindell A. Processmind: A user’s guide to connecting with the mind of god. San Francisco: Quest Books 2010. – 304 p. (In Engl.).

Parent M., Rousseau M., El-Zein M., Latreille B., Désy M., Siemiatycki J. Occupational and recreational physical activity during adult life and the risk of cancer among men. Cancer epidemiology. 2010. Vol. 35 (2). Р. 151–159. (In Engl.).

Wacquant L.J.D. Pugs at Work: Bodily Capital and Bodily Labour Among Professional Boxers. Body&Society. 1995. Vol. 1(1). P. 65–93. (In Engl.).

Yukic Th.S. Fundamentals of Recreation, 2nd edition. London: Harpers & Row, 1970, 340p. (In Engl.).

Опубликован
20-05-2020
Как цитировать
Арпентьева, М. Р., Тащёва, А. И., & Гриднева, С. В. (2020). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКРЕАЦИИ И ЗАБОТА О ТЕЛЕСНОМ КАПИТАЛЕ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 4(1), 7-13. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/158