АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: балет, физические качеств, физическое развитие, артисты балета, танцовщики, обучения, хореографическое образование.

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного исследования динамики развития физических качеств будущих артистов балета на начальном этапе профессиональной подготовки (1–3 год обучения), анализ которых показал отсутствие статистически достоверных различий во всех изучаемых показателях у юношей, в то время как у девушек была обнаружена разница в показателях гибкости, силовой выносливости мышц брюшного пресса и мышц рук, а также достоверные значения коэффициента корреляции между указанными показателями и годом обучения.

В системе профессиональной подготовки артистов балета существует противоречие: с одной стороны преподаватели-специалисты по танцевальным дисциплинам отмечают важность развития физических качеств будущих артистов балета, и низкий уровень общего физического развития своих подопечных, а с другой – оценивание уровня развития физических качеств и способностей будущих танцовщиков не производится.

В связи с отсутствием в научной литературе информации о динамики развития физических качеств будущих артистов балета на этапе профессиональной подготовки, было принято решение о проведении соответствующего пилотажного исследования с участием обучающихся младших классов профессионального хореографического учебного заведения, которое бы позволило говорить о перспективности подобных исследований.

Для достижения поставленной цели проводилось констатирующее тестирование скоростно-силовых способностей мышц ног, гибкости, скорости реакции, силовой выносливости мышц брюшного пресса и мышц рук, анализировалась успеваемость по дисциплине «Классический танец». Полученные данные обрабатывались методами математической статистики. В исследовании приняло участие 76 воспитанников исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (из них 47 девушек и 29 юношей), проходящих обучение с 1 по 3 год.

Пилотажное исследование показало отсутствие статистических различий во всех исследуемых показателей у юношей разных групп, в то время как у девушек была обнаружена разница в показателях гибкости и силовой выносливости мышц брюшного пресса и мышц рук, а также достоверные значения коэффициента корреляции между указанными показателями и годом обучения. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности проведения пролонгированных исследований в данной области, в том числе и с использованием расширенного комплекса тестов физических качеств для выявления связей с профессиональной подготовленностью на каждом этапе обучения

Литература

Список литературы

Масленников, П. Ю. Экспертная оценка преподавателями классического танца Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой физического развития воспитанников исполнительского факультета / П. Ю. Масленников // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2014. – № 6 (35). – С. 51–56.

Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета // Официальный сайт Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. – URL : https://vaganovaacademy.ru/vaganova/obrazovanie/spo/OOP_SPO52.02.01_2016.pdf.

«Пусть нам все подражают!» или как на культурном форуме говорили о кризисе в балете // Петербургская интернет-газета «Фонтанка». – URL : http//calendar.fontanka.ru/articles/1189.

Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направлению «Хореографическое искусство», образовательная программа «артист балета» / Сост. П. А. Силкин. – Санкт-Петербург : Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. – 37 с.

Силкин, П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца : (на примере Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) : автореф. дис. … канд. пед. наук / П. А. Силкин. – Санкт-Петербург, 2008. – 22 с.

Степаник, И. А. Актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии / И. А. Степаник // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2015. – № 5 (40). – С. 127–134.

Reference

Maslennikov P.Yu. Ekspertnaya otsenka prepodavatelyami klassicheskogo tantsa Akademii Russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoy fizicheskofo razvitiya vospitannikov ispolnitelskogo fakulteta [Physical development of pupils performing faculty in expert evolution of teachers of classical dance Vaganova ballet Academy]/ Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoy [Bulletin of Vaganova Ballet Academy], 2014, no. 6 (35), pp. 51–56. (In Russ.).

Osnovnaya obrazovatelnaya programma srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 52.02.01 Iskusstvo baleta [The main educational program of professional education in the specialty 52.02.01 Art of ballet]. Ofitsialniy sait Akademii Russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoy [Official website of Vaganova Ballet Academy]. Available at: https://vaganovaacademy.ru/vaganova/obrazovanie/spo/OOP_SPO52.02.01_2016.pdf, accessed 25.05.2021. (In Russ).

“Pust nam vse podrazhayut!” ili kak na kulturnom forume govorili o krizise v balete [“Let everyone imitate us!” or What talked about the ballet crisis at Cultural forum]/ Peterburgskaya internet-gazeta “Fontanka” [Petersburg internet newspaper “Fontanka”]. Available at: http//calendar.fontanka.ru/articles/1189, accessed 25.05.2021. (In Russ).

Silkin P.A. Rekomendatsii po provedeniyu priema detey v professionalnye khoreograficheskie uchebnie zavedeniya dlya podgotovki po napravleniyu “Khoreograficheskoe iskusstvo”, obrazovatelnaya programma “artist baleta” [Recommendations for admission to professional choreographic educational institutions for study in the “Choreographic art”, educational program “ballet dancer”]. St.Peterburg, 2010. 37 p. (In Russ.).

Silkin P.A. Pedagogocheskaya diagnostika detey dlya obucheniya iskusstvu tantsa : (na primere Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoy) : avtoref. dis. … kand. ped. nauk [Pedagogical diagnostics of children for teaching the art of dance: (on the material of the Vaganova Ballet Academy). Abstract of thesis]. St.Petersbug, 2008. (In Russ.).

Stepanik I.A. Aktualnye voprosy mediko-biologicheskogo soprovozhdeniya khoreografii [Actual problems of medical-biological support of choreography]. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoy [Bulletin of Vaganova Ballet Academy], 2015, no. 5 (40), pp. 127–134. (In Russ.).

Опубликован
17-08-2021
Как цитировать
Масленников, П. Ю. (2021). АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(3), 82-87. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/601