ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА

Ключевые слова: Ключевые слова: внимание, социальная адаптация, спортсмен единоборец

Аннотация

В статье представлены результаты исследования внимания студентов ВУЗа физической культуры. Внимание как когнитивная функция психики человека находится под мощных прессингом компьютерных технологий, что изменяет характеристики внимания и требует их исследования для разработки новых методик управления познавательной деятельностью студентов.

Актуальность исследования состоит в дальнейшем исследовании внимания спортсменов единоборцев, влияющим на социальную адаптацию студентов-спортсменов с признаками гиперактивности и «синдромом дефицита внимания.

Цель исследования состоит в изучении произвольного и избирательного внимания, проведении их мониторинга в рамках учебного процесса ВУЗа физической культуры

Материалы и методы исследования. Используется методика Тулуз-Пьерона – простой и быстрый способ косвенной диагностики малых мозговых дисфункций, к которым относится синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Основным диагностическим показателем является точность (K) выполнения теста, характеризующая произвольную концентрацию.

Результаты исследования показывают, что у спортсменов дефицит внимания встречается реже, чем у не спортсменов.

Заключение. Показано, что внимание важно для спортсменов, специализирующихся в сфере единоборств, «внимание» является одной из доминантных функций в сфере формирования лидерских качеств. Для спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству, внимание представимо в качестве «социальной адаптации» в избранном виде спорта.

Литература

Пренски, М. Аборигены и иммигранты цифрового мира / М. Пренки // МБОУДПО (повышения квалификации) специалистов г. Владимира «Городской информационно-методический центр». – URL: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira

Азаренок, Н В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 110–112.

Кудинова, Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников / Е. Б. Кудинова // Молодой ученый. – 2017. – № 16. – С. 464–465.

Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 428–431.

Hook, C. J. Neuroscience for Educators: What are They Seeking, and What are They Finding? / C. J. Hook // Neuroethics. – 2013. –Vol. 6, №. 2. – Pp. 331–341.

Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

Звягина, Е. В. Психофизиологические методы изучения свойств внимания как основа выявления синдрома дефицита внимания у студентов вуза физической культуры / Е. В. Звягина, И. Ф. Харина // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2017. – Вып. 2 (16). – С. 31–36. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-31-36.

Харина, И. Ф. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок / И. Ф. Харина, Е. В. Звягина, Е. В. Быков, О. А. Макунина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 3. – С. 181–197.

Мачинская, Р. И. Управляющие системы мозга / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2015. – Т. 65. – № 1. – С. 33–60. DOI: 10/7868/S0044467715010086.

Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМЕТОН», 1997. – 80 с.

Сунцов, С. А. Характеристика свойств внимания спортсменов единоборцев 12 лет / С. А. Сунцов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. – 2013. – № 2. – С. 96–101.

Попова, А. Ф. Адаптационная рациональность менеджера оздоровительно-образовательной организации: формирование, оценка эффективности / А. Ф. Попова, М. Б. Жильцов. – Челябинск: УралГУФК, 2019. – 40 с.

References

Prenski M. Aborigenyi i immigrantyi tsifrovogo mira [Aborigines and immigrants of the digital world]. MBOUDPO (povyisheniya kvalifikatsii) spetsialistov g. Vladimira «Gorodskoy informatsionno-metodicheskiy tsentr» [Advanced training of specialists of Vladimir "City information and Methodological Center"]. Available at: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira (In Russ.).

Azarenok N.V. Klipovoe soznanie i ego vliyanie na psihologiyu cheloveka v sovremennom mire [Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world]. Materialyi Vserossiyskoy yubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S. L. Rubinshteyna «Psihologiya cheloveka v sovremennom mire». Tom 5. Lichnost i gruppa v usloviyah sotsialnyih izmeneniy [Materials of the All-Russian jubilee scientific conference dedicated to the 120th anniversary of the birth of S. L. Rubinstein "Human psychology in the modern world". Volume 5. Personality and group in the conditions of social changes]. Moscow, 2009. Pp. 110–112. (In Russ.).

Kudinova E.B. Vliyanie gadzhetov na sovremennyih shkolnikov [The influence of gadgets on modern schoolchildren]. Molodoy uchenyiy [Young scientist], 2017, no. 16, pp. 464–465. (In Russ.).

Lyisichenkova S. A. Vliyanie osobennostey sovremennyih shkolnikov na ih poznavatelnuyu motivatsiyu [The influence of the characteristics of modern schoolchildren on their cognitive motivation]. Molodoy uchenyiy [Young Scientist], 2012, no. 4, pp. 428–431. (In Russ.).

Hook C.J. Neuroscience for Educators: What are They Seeking, and What are They Finding? Neuroethics. 2013. Vol. 6, no. 2. Pp. 331–341. (In Engl.).

Luriya A.R. Osnovyi neyropsihologii [Foundations of neuropsychology]. Moscow, 2003. 384p. (In Russ.).

Zvyagina E.V., Harina I.F. Psihofiziologicheskie metodyi izucheniya svoystv vnimaniya kak osnova vyiyavleniya sindroma defitsita vnimaniya u studentov vuza fizicheskoy kulturyi [Psychophysiological methods of studying the properties of attention as a basis for identifying attention deficit syndrome in students of the University of physical culture]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review) [Scientific and pedagogical Review (Pedagogical Review)], 2017, iss. 2 (16), pp. 31–36. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-31-36. (In Russ.).

Harina I.F., Zvyagina E.V., Byikov E.V., Makunina O.A. Osobennosti psihofiziologicheskih pokazateley studentov s priznakami defitsita vnimaniya v usloviyah sochetannyih umstvennyih i fizicheskih nagruzok [Features of psychophysiological indicators of students with signs of attention deficit in conditions of combined mental and physical exertion]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2018, Vol. 8, no. 3, pp. 181–197. (In Russ.).

Machinskaya R.I. Upravlyayuschie sistemyi mozga [Control systems of the brain]. Zhurnal vyisshey nervnoy deyatelnosti im. I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity named after I. P. Pavlov], 2015, Vol. 65, no. 1, pp. 33–60. DOI: 10/7868/S0044467715010086. (In Russ.).

Yasyukova L.A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detey s MMD. Diagnostika i kompensatsiya minimalnyih mozgovyih disfunktsiy: metodicheskoe rukovodstvo [Optimization of education and development of children with MMD. Diagnosis and compensation of minimal brain dysfunctions: a methodological guide]. St. Petersburg, 1997. 80 p. (In Russ.).

Suntsov S.A. Harakteristika svoystv vnimaniya sportsmenov edinobortsev 12 let [Characteristics of the properties of attention of athletes of martial artists of 12 years]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Estestvennyie nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences], 2013,no. 2, pp. 96–101. (In Russ.).

Popova A.F., Zhiltsov M.B. Adaptatsionnaya ratsionalnost menedzhera ozdorovitelno-obrazovatelnoy organizatsii: formirovanie, otsenka effektivnosti []. Chelyabinsk, 2019. 40 p. (In Russ.).

Опубликован
17-08-2021
Как цитировать
Рицци, Д., Харина, И. Ф., Павлов, Н. И., & Мальцев, Ю. Г. (2021). ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(3), 112-117. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2021-16318
Раздел
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ