ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Мезинов Владимир Николаевич Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" https://orcid.org/0000-0001-6192-7035
  • Захарова Марина Александровна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" https://orcid.org/0000-0001-8723-5221
  • Нехороших Наталья Александровна Федеральное государственное учреждение высшего образования"Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" https://orcid.org/0000-0002-8222-1485
Ключевые слова: готовность, внеурочная деятельность, готовность к внеурочной деятельности, организационно-педагогические условия.

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность, соответствующую современной педагогической практике, в аспекте формирования их готовности к организации внеурочной деятельности обучающихся, регламентированной в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего образования. В статье раскрываются понятия «внеурочная деятельность», «готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности», определяются мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности. Незначительная динамика сформированности готовности у студентов экспериментальной группы подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе в данном направлении.

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества педагогического образования и его соответствия современной педагогической практике, а также необходимостью развития у педагога компетенций, определяющих результативность внеурочной деятельности обучающихся, регламентированной во ФГОС.

Проблема. Каковы методы, приемы, средства и условия, которые предопределяют готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками и успешность ее осуществления?

Цель – установить и аргументировать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников.

Задачи: анализ современных тенденций по проблеме исследования; определение сущности понятий «готовность учителя к профессиональной деятельности», «готовность будущего учителя к внеурочной деятельности»; организация практико-ориентированного освоения знаний и умений организации внеурочной деятельности.

Материалы и Методы исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2019 –2021 гг. Объем выборки – 162 студента 2–4‑х курсов (80 – в ЭГ, 82 – в КГ), обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности.

Результаты и их обсуждение. Исследование показало незначительную динамику сформированности компонентов готовности в контрольной группе, что подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе.

Выводы и заключение. Проведенное исследование доказывает необходимость переосмысления проблемы подготовленности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников и поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность.

Биографии авторов

Мезинов Владимир Николаевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

Захарова Марина Александровна, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВО"Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

Нехороших Наталья Александровна, Федеральное государственное учреждение высшего образования"Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"

Литература

1. Бакулин, С. В. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности / С. В. Бакулин // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 335–340.
2. Бакулин, С. В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С. В. Бакулин С.В., Т. И. Шукшина, Е. А. Бакулина, В. И. Лаптун // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 5–8.
3. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы / Л. А. Боярская. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. – 120 с.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // Методический конструктор. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Егорова, С. В. Обеспечение дифференцированного подхода к одаренным учащимся во внеурочной деятельности по физической культуре / С. В. Егорова // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования) : сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 25–28 апреля 2019 г. – Чебоксары : ИД «Среда», 2019. – С. 15–20.
6. Кравцова, Л. М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Кравцова. – Челябинск, 2010. – 22 с.
7. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) // Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – С. 235–237.
8. Митусова, Е. Д. Программно-методическое обеспечение реализации внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" / Е. Д. Митусова, В. В. Митусов, М. В. Андрианов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 5. – С. 55–57.
9. Неверкович, С. Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / С. Д. Неверкович, Е. В. Быстрицкая, Р. У. Арифулина. – Москва : Издательство «Спорт», 2018. – 288 с.
10. Тумашева, О. В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность / О. В. Тумашева // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 63-70.
11. Ханин, П. А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) / П.А. Ханин // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 2. – С. 49–53. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29458096.
12. Chirva, A. N. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies / A. N. Chirva, O. G. Chirva // Scientific Vector of the Balkans. – 2018. – № 1. – P. 27–31.
13. Cirdan, A. P. Innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. / A. P. Cirdan // Humanitarian Balkan Research. – 2019. – № 2 (4). – P. 27–30.
14. Simoncini, K. Young school-aged children's behavior and their participation in extracurricular activities / K. Simoncini, N. Caltabiano // Australasian Journal of Early Childhood. – 2012. – № 37 (3). – P. 35–42. doi: 10.1177/183693911203700306.
15. Simpkins, S. Participating in sport and music activities in adolescence : the role of activity participation and motivational beliefs during elementary school / S. Simpkins, A. Vest, J. Becnel // Journal of Youth and Adolescence. – 2010. – № 39. – P. 1368–1386. doi: 10.1007/s10964-009-9448-2.
16. Wilk, B. Opinie studentów Akademii Wychowania Fizycznego i Sportu w Gdańsku o swoim przygotowaniu do realizacji programu edukacji prozdrowotnej w szkole / B. Wilk // Roczniki Państwowego Zakładu Higieny. – 2006. – № 57. – P. 43–46.
Опубликован
25-11-2022
Как цитировать
Мезинов Владимир Николаевич, Захарова Марина Александровна, & Нехороших Наталья Александровна. (2022). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 7(4), 74-81. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17411
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА