ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность, соответствующую современной педагогической практике, в аспекте формирования их готовности к организации внеурочной деятельности обучающихся, регламентированной в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего образования. В статье раскрываются понятия «внеурочная деятельность», «готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности», определяются мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности. Незначительная динамика сформированности готовности у студентов экспериментальной группы подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе в данном направлении.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества педагогического образования и его соответствия современной педагогической практике, а также необходимостью развития у педагога компетенций, определяющих результативность внеурочной деятельности обучающихся, регламентированной во ФГОС.
Проблема. Каковы методы, приемы, средства и условия, которые предопределяют готовность будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками и успешность ее осуществления?
Цель – установить и аргументировать организационно-педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников.
Задачи: анализ современных тенденций по проблеме исследования; определение сущности понятий «готовность учителя к профессиональной деятельности», «готовность будущего учителя к внеурочной деятельности»; организация практико-ориентированного освоения знаний и умений организации внеурочной деятельности.
Материалы и Методы исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина» в 2019 –2021 гг. Объем выборки – 162 студента 2–4‑х курсов (80 – в ЭГ, 82 – в КГ), обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Физическая культура, Безопасность жизнедеятельности.
Результаты и их обсуждение. Исследование показало незначительную динамику сформированности компонентов готовности в контрольной группе, что подтверждает необходимость целенаправленной работы в вузе.
Выводы и заключение. Проведенное исследование доказывает необходимость переосмысления проблемы подготовленности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников и поиска новых механизмов вовлечения студентов в продуктивную педагогическую деятельность.
Литература
2. Бакулин, С. В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С. В. Бакулин С.В., Т. И. Шукшина, Е. А. Бакулина, В. И. Лаптун // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6. – С. 5–8.
3. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы / Л. А. Боярская. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. – 120 с.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // Методический конструктор. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Егорова, С. В. Обеспечение дифференцированного подхода к одаренным учащимся во внеурочной деятельности по физической культуре / С. В. Егорова // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования) : сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 25–28 апреля 2019 г. – Чебоксары : ИД «Среда», 2019. – С. 15–20.
6. Кравцова, Л. М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Кравцова. – Челябинск, 2010. – 22 с.
7. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» / К. Замфир (в модификации А. Реана) // Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – С. 235–237.
8. Митусова, Е. Д. Программно-методическое обеспечение реализации внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" / Е. Д. Митусова, В. В. Митусов, М. В. Андрианов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 5. – С. 55–57.
9. Неверкович, С. Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / С. Д. Неверкович, Е. В. Быстрицкая, Р. У. Арифулина. – Москва : Издательство «Спорт», 2018. – 288 с.
10. Тумашева, О. В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность / О. В. Тумашева // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 63-70.
11. Ханин, П. А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) / П.А. Ханин // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 2. – С. 49–53. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29458096.
12. Chirva, A. N. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies / A. N. Chirva, O. G. Chirva // Scientific Vector of the Balkans. – 2018. – № 1. – P. 27–31.
13. Cirdan, A. P. Innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. / A. P. Cirdan // Humanitarian Balkan Research. – 2019. – № 2 (4). – P. 27–30.
14. Simoncini, K. Young school-aged children's behavior and their participation in extracurricular activities / K. Simoncini, N. Caltabiano // Australasian Journal of Early Childhood. – 2012. – № 37 (3). – P. 35–42. doi: 10.1177/183693911203700306.
15. Simpkins, S. Participating in sport and music activities in adolescence : the role of activity participation and motivational beliefs during elementary school / S. Simpkins, A. Vest, J. Becnel // Journal of Youth and Adolescence. – 2010. – № 39. – P. 1368–1386. doi: 10.1007/s10964-009-9448-2.
16. Wilk, B. Opinie studentów Akademii Wychowania Fizycznego i Sportu w Gdańsku o swoim przygotowaniu do realizacji programu edukacji prozdrowotnej w szkole / B. Wilk // Roczniki Państwowego Zakładu Higieny. – 2006. – № 57. – P. 43–46.
Copyright (c) 2022 Мезинов Владимир Николаевич, Захарова Марина Александровна, Нехороших Наталья Александровна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.