ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Масленников Павел Юрьевич Михайловский театр, Санкт-Петербург, Россия. https://orcid.org/0000-0001-9401-7644
  • Димура Ирина Николаевна Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.Лесгафта. Санкт-Петербург, Россия. https://orcid.org/0000-0001-6975-6832
Ключевые слова: ценностные ориентации, студенты, высшее образование, физическая культура, спорт, ценности, мотивы, цели

Аннотация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов бакалавриата 3 курса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (n=326) с применением методики М. Рокича «Ценностные ориентации», в адаптации Д.А. Леонтьева. Результаты исследования демонстрируют, что в исследуемой выборке преобладает патерналистский тип мотивации – ориентация на здоровье, безопасность, социальную защищенность, государственные и корпоративные гарантии и связанные с ними инструментальные ценности. Полученная иерархия ценностных ориентаций может быть следствием недостаточного внимания со стороны профессорско-преподавательского состава по формированию понимания и принятия ценностей академического сообщества, частью которого являются, в том числе, и студенты.

Актуальность. Роль и значение специалистов в области физической культуры и спорта в современном мире в последние десятилетия возрастают в качестве адекватного ответа снижению общего здоровья населения. Кроме того, развитие профессионального спорта, «ювенилизация» отдельных его видов, требование антидопингового обеспечения, вовлечение спорта в роли аргумента национально-политических противостояний оказывают огромное влияние на систему подготовки не только спортсменов, но и будущих тренеров. Наблюдаемые тенденции должны отражаться в ценностных ориентациях специалистов. В данном контексте огромное значение имеет процесс получения высшего образования, способствующий формированию у будущих профессионалов в области физической культуры и спорта соответствующих ценностных ориентаций, на этапе получения ими высшего образования.

Цель исследования – анализ ценностных ориентаций студентов вузов физической культуры.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», в адаптации Д.А. Леонтьева. В исследовании приняло участие 326 студентов 3 курса бакалавриата НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль: Спортивная подготовка в избранном виде спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены противоречия между полученной иерархией ценностных ориентаций студентов вуза физической культуры и спорта и их значимостью, характерной для академического сообщества. Отсутствие дифференциации индифферентных ценностей может свидетельствовать об отсутствие условий, направленных на формирование приоритета ценностей, связанных с традиционными ценностями академического сообщества. В выборке преобладает патерналистский тип мотивации – ориентация на здоровье, безопасность, социальную защищенность, государственные и корпоративные гарантии и связанные с ними инструментальные ценности. Полученная иерархия ценностных ориентаций может быть следствием недостаточного внимания со стороны профессорско-преподавательского состава по формированию понимания и принятия ценностей академического сообщества, частью которого являются, в том числе, и студенты.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения мониторинговых и лонгитюдных исследований ценностных ориентаций студентов, обучающихся в вузах в сфере физической культуры и спорта, направленных на выявления закономерностей их формирования и определения средств и методов повышения значимости ценностей, направленных на приобщение к академическому сообществу.

Литература

1. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России / С. В. Алексеев, М. Я. Виленский, Р. Г. Гостев, С. Р. Гостева, А. В. Лотоненко, С. И. Филимонова. – Москва: «Еврошкола», Воронеж: «Издательство РИТМ», 2017. – 500 с.
2. Бакушкин, И. А. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов / И. А. Бакушкин, И. М. Ильичева // Вестник университета. – 2021. – № 3. – С. 168-176. – DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-168-176.
3. Бондаренко, М. П. Роль социально-трудовых отношений в развитии физической, культуры, спорта и туризма (на примере гор. Волгограда и Волгоградской области) / М. П. Бондаренко. – Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2012. – 179 с.
4. Зинькина, Ю. В. Уровень образования и ценностные ориентации в России / Ю. В. Зинькина, С. Г. Шульгин, В. Н. Архангельский // Logos et Praxis. – 2020. – Т. 19. – № 1. – С. 74–86. – DOI: 10.15688 / lp.jvolsu.2020.1.8
5. Зотова, О. М. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов / О. М. Зотова, В. В. Зотов // Человек и его здоровье. – 2015. – № 4. – С. 108–115. – https://www.kursk-vestnik.ru/jour/article/view/83/84
6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 352 с. – https://libcat.ru/knigi/domovodstvo/sport/172915-evgenij-ilin-psihologiya-sporta.html
7. Кирьякова, А. В. Ценностные ориентиры университетского образования / А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2 (121). – С. 27–33. – http://vestnik.osu.ru/2011_2/4.pdf
8. Ларионова, М. А. Психологические аспекты здоровья субъектов высшего профессионального образования / М. А. Ларионова, Л. И. Сукач // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 3 (82). – С. 217–219. – DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00520
9. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1992. – 17 с.
10. Малышев, К. Б. Профессиональные типы и ценностные ориентации личности / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 5 (116). – С. 129–139. – DOI: 10.20323 / 1813-145X-2020-5-116-129-139
11. Масленников, П. Ю. Исследование отношения к образовательному процессу в системе высшего образования будущих тренеров / П. Ю. Масленников, В. И. Криличевский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 248–252. – DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p248-252
12. Матвиенко, И. А. Проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся: история становления и развития И. А. Матвиенко, В. В. Фёдоров, Т. В. Кульневич // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1. – С. 15–20. – DOI: 10.47438/2309-7078_2021_1_15.
13. Михайлова, Т. М. Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Михайлова Тамара Викторовна. – Москва, 2019. – 458 с.
14. Поварницын, А. П. Ценностные ориентации специалистов физической культуры и спорта в процессе учебы в вузе / А. П. Поварницын. – Курган : КГУ, 2004. – 300 с.
15. Собкин, В. С. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования / В. С. Собкин, А. И. Андреева, Ф. Р. Рзаева // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2 (26). – С. 106–115. – DOI: 10.11621/npj.2017.0212.
16. Bankard, J. Training Emotion Cultivates Morality: How Loving-Kindness Meditation Hones Compassion and Increases Prosocial Behavior / J. Bankard // Journal of religion and health. – 2015. – No 54 (6). – P. 2324–2343. – DOI: 10.1007/s10943-014-9999-8.
17. Brown, D. H. K. Physical Culture / D. H. K. Brown // Societies. – 2019. – No 9 (1). – DOI: 10.3390/soc9010023.
18. Fischer, R. Values: The Dynamic Nexus Between Biology, Ecology and Culture / R. Fischer, D. Boer // Current Opinion in Psychology. – 2016. – No 8. – P. 155–160. – DOI: 10.1016/j.copsyc.2015.12.009.
19. Lane, J.-E. Culture and Politics / J.-E. Lane, S. Ersson. – London: Routledge, 2002. – 376 p. – DOI: 10.4324/9781003073857.
20. Mayer, C.-H. Values and Value Orientations in Intercultural Contexts / C.-H. Mayer // Intercultural Mediation and Conflict Management Training. Cham, Switzerland: Springer, 2021. – P. 171–181. – DOI: 10.1007/978-3-030-51765-6_20.
21. Parsons, T. Toward a General Theory of Action: Theoretical Foundations for the Social Sciences / T. Parsons, Ed. A. Shils. – New York: Routledge, 2001. – 265 p. – DOI: 10.4324/9781351301527.
22. Rokeach, M. A theory of organization and change within value-attitude systems / M. Rokeach // Journal of Social Issues. – 1968. – No 24 (1). – P. 13–33. – DOI: 10.1111/j.1540-4560.1968.tb01466.x
23. Schwartz, S. H. Culture matters: National value cultures, sources, and consequences / S. H. Schwartz // Understanding culture: Theory, research, and application. – New York: Psychology Press, 2009. – P. 127–150. – https://www.researchgate.net/publication/274138930_Culture_matters_National_value_cultures_sources_and_consequences.
24. Zapko-Willmes, A. Basic value orientations and moral foundations: Convergent or discriminant constructs? / A. Zapko-Willmes, Sh. H. Schwartz, J. Richterc, Ch. Kandler // Journal of Research in Personality. – 2021. – Vol. 92 (3). – DOI: 10.1016/j.jrp.2021.104099.
Опубликован
19-03-2023
Как цитировать
Масленников Павел Юрьевич, & Димура Ирина Николаевна. (2023). ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 8(1), 19-27. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-18103