САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО «Я» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТСМЕНОМ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
Аннотация
В статье обоснован социокультурный аспект самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом, стремящимся к единоличному лидерству в сфере ударных единоборств. С исторических позиций обобщен материал исследовательского характера о сути самопознания как Я-личностного феномена. Даны рекомендации по разработке алгоритма развития самопознания личностного «Я» профессиональным спортсменом-единоборцем. В основе данных рекомендаций, как показано в работе, лежат рефлексивные – социокультурные – технологии образовательного процесса формирования лидерских качеств в сфере ударных единоборств.
Актуальность состоит в дальнейшем исследовании феномена самопознания у профессиональных спортсменов, самопознание является фактором повышающим эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
Цель исследования состоит в изучении самопознания как трехуровневой системы состоящей рефлексивно-педагогического, психофизиологического, социокультурного уровней.
Материалы и методы исследования. Методика исследования представляет собой трех уровневый алгоритм. На первом уровне исследуется Я-личностный феномен. На втором уровне самопознание рассматривается, как инструмент саморазвития. На третьем уровне самопознание рассматривается в совокупности с двигательной активностью.
Заключение. Показано, что самопознание – одна из тех категорий, о которой размышляли (и писали, соответственно) многие великие, известные в научном мире личности. В самопознании спортсмена-единоборца выделили предметный, деятельный, рефлексивный уровни, определяющие личностное отношение к развитию средствами самопознания накопленного социокультурного опыта, оперирования сложившимися при этом понятиями в рамках творчески-критического мышления.
Литература
2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Монография. – М. : АПН, 1960. – 501 с.
3. Ковалько, Г. Н. Рефлексивные начала педагогики самопознания / Г. Н. Ковалько, Н. А. Фомин // Моногрфия. – Челябинск: ЧГПУ, 2001. – 318 с.
4. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях / Ф. Ф. Королев // Сов. педагогика. – М., 1970. - № 9. – С. 103-115.
5. Попов, А. Н. Нравственность в системе жизненных координат или жизнь в обратном счете. Рефлексивно-психологическое эссе / А. Н. Попов // Монография. – Челябинск: УралГУФК, 2018. – 188 с.
6. Попов, А. Н. Формирование лидерства в спорте (на примере ударных единоборств) / А. Н. Попов, Н. И. Павлов // Монография – Челябинск: УралГУФК, 2019. – 164 с.
7. Пряхин, Г. Н. Формирование лидерских качеств студентов в вузе: научное издание / Г. Н. Пряхин, Н. И. Павлов // Монография. – Челябинск: ЧелГУ, 2015. – 64 с.
8. Степанов, С. Ю. Рефлексивно инновационный подход к подготовке кадров управления / С. Ю. Степанов, Е. П. Варламова // Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С. 61-68.
9. Ухтомский, А. А. Физиологическая лабильность и равновесие / А. А. Ухтомский // Собр. соч. – Л., 1962. – Т. 6. – С. 136-141.
10. Beck B. Management culture of striking martial art teaching / Beck B., Popov A. N., Pavlov N. I., Maltsev Yu. G. // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2021. Т. 6. № 1. С. 21-27.
11. Фомин, Н. А. Психофизиология самопознания / Н. А. Фомин // Монография. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001. – 388 с.
Copyright (c) 2022 Попов Александр Николаевич, Павлов Никита Игоревич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.