ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
Актуальность. Высокий риск нарушений двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), вызывает необходимость поиска новых стратегий педагогического обеспечения коррекции двигательного развития в дошкольный период.
Цель исследования: выявление и оценка уровня двигательного развития старших дошкольников с РАС в условиях реализации игровых программ и технологий
Материалы и методы исследования. Анализируются результаты наблюдений двигательного развития 27 старших дошкольников с РАС (18 мальчиков и 9 девочек), посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности МБДОУ № 12, 15, 36 г. Белгорода. Теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение за выполнением двигательных заданий: прыжок в длину с места, метание мяча, стойка на одной ноге, подбрасывание и ловля мяча, бег на выносливость, методы математической статистики (χ2 - критерия Пирсона).
Результаты и их обсуждение. Анализ современных исследований свидетельствует о высоком риске двигательных нарушений у детей с РАС. Наблюдение и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС на констатирующем этапе показали значительную ограниченность их возможностей в качестве выполнения элементов техники физических упражнений. Данные нашего исследования выявили наличие у детей с РАС проблем, связанных с развитием функции равновесия (51,85%), нарушением регуляции мышечной деятельности, трудностей становления целенаправленности в выполнении движений (44,44%). У 55,85% детей наблюдаются нарушения координации движений
На формирующем этапе экспериментального исследования была апробирована парциальная адаптивная программа физического воспитания «Играйте на здоровье» для детей старшего дошкольного возраста с РАС и технология ее реализации. Достоверные отличия (p<0,05) в качественных показателях дошкольников с РАС по всем двигательным заданиям на контрольном этапе эксперимента подтверждают результативность адаптивной игровой программы и технологии в двигательном развитии дошкольников.
Выводы и заключение. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности поиска новых подходов, обеспечивающих использование потенциала индивидуальных и групповых форм организации двигательно-игровой деятельности, с целью преодоления проблем и повышения результативности процесса двигательного развития детей с РАС.
Литература
2. Гращенкова, Н.С. Развитие способности к общению у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в групповых коммуникативных играх «лицом к лицу» /Н.С. Гращенкова, М.М. Либлинг // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10 (1). – С. 15 – 35.
3. Нестерова, Модель сопровождения социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы/ А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова // Образование и наука. – 2016. – № 2 (131). – С. 121– 31.
4. Никольская, О.С. Психологическая классификация детского аутизма /О.С. Никольская// Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №18 2014. –URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma.
5. Плаксунова, Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра/ Э.В. Пласкунова // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – № 1(42). – С. 26-32.
6. Соломко, А.Д. Формирование игровых навыков и эмоционально-перцептивной сферы у детей 5-7 лет с расстройствами аутистического спектра средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.Д. Соломко. – Краснодар, 2012. – 23 с.
7. Bennett, M. et al. Translating Autism Myths into Positive Futures. Life on the Autism Spectrum/ M.Bennett // Springer, Singapore. – 2018. P. 1-15.
8. Bhat, А.N. Motor impairment increases in children with autism spectrum disorder as a function of social communication, cognitive and functional impairment, repetitive behavior severity, and comorbid diagnoses: a spark study report/ A.N. Bhat // Autism research. – 2021. – Vol 14 (1). – P. 202-219. – URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/aur.2453
9. Krishtal, M. (Slepian). Ode to Physical Education, or Why Sports are Necessary in a Comprehensive Program for Children with Autism / M. (Slepian) Krishtal // Autism and Developmental Disorders. – 2018. – Vol. 16, (1). – P. 61-68.
10. Sowa, M. Effects of physical exercise on Autism Spectrum Disorders: A meta-analysis/M. Sowa, R.Meulenbroek// Research in Autism Spectrum Disorders – 2012. – Vol. 6. – P. 46 – 57.
Copyright (c) 2023 Волошина Людмила Николаевна, Галимская Ольга Генриховна, Панасенко Карина Евгеньевна, Шинкарева Людмила Владимировна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.