СФОРМИРОВАННОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ 12-18 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ

  • Емельяненко Федор Владимирович Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород. https://orcid.org/0000-0002-3441-6720
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственные качества, воспитание, развитие, спортсмены, смешанное боевое единоборство (mixed martial arts) (СБЕ/ММА).

Аннотация

Представлены результаты изучения сформированности духовно-нравственных качеств спортсменов 12–18 лет на этапе спортивной специализации в смешанном боевом единоборстве (СБЕ/ММА). В настоящее время у значительной части спортсменов в возрасте 12–18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА), занимающихся в специализированных спортивных школах, выявлен недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности. Необходимо научное обоснование и разработка программы воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности и алгоритма ее реализации в системе подготовки СБЕ (ММА). При этом, содержание духовно-нравственного развития и воспитания должно опираться на базовые национальные ценности.

Литература

1. Ашкинази, С. М. О специфическом принципе воспитания в процессе обучения единоборствам / С. М Ашкинази, В. Л. Марищук // Термины и понятия в сфере физической культуры. – СПб., СПГУФК им. П.Ф. Лесгафта, –2006. – С. 21–22.
2. Батурин, А. Е. Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Е. Батурин. -СПб., 2006. – 19 с.
3. Белорусова, В. В. Воспитание в спорте / В. В. Белоусова. – М. : ФИС, 1974. – 117 с.
4. Васильев, П. В. Духовно-нравственное развитие юного спортсмена в системе дополнительного образования / П. В. Васильев // European social science journal. – 2011.– № 7 (10). – С. 250–257.
5. Воронов, В. М. Прогнозирование и отбор в системе подготовки спортсменов, специализирующихся в смешанных единоборствах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Воронов. – Тамбов, 2019. – 24 с.
6. Воронов, В. М. О психомоторных и духовно-нравственных детерминантах спортивного отбора в смешанные единоборства / В. М. Воронов, А. А. Горелов, А. П. Хлопецкий // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 54–56.
7. Гатилова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание в истории европейского образования (историко-педагогический анализ) / Н. Н. Гатилова, В. М. Меньшиков, А. Б. Хохлова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 27(170). – С. 223–231.
8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2014. – 23 с.
9. Емельяненко, Ф. В. Теоретическое обоснование модели воспитания духовно-нравственных качеств личности в системе подготовки ММА / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, Л. Н. Волошина, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 4. – С. 17–18.
10. Емельяненко, Ф. В. Уровень сформированности духовно-нравственных качеств спортсменов, занимающихся смешанным боевым единоборством / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, В. Н. Кормакова, Н. В. Балышева // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 2. – С. 201–205.
11. Емельяненко, Ф. В. Критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности спортсменов смешанных боевых единоборств / Ф. В. Емельяненко, В. Л. Кондаков, В. Н. Кормакова, Е. Н. Копейкина // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 6.– С. 20–22.
12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
13. Корольков, А. А. Духовный смысл русской культуры / А. А. Корольков. – СПб., 2006. – 739 с.
14. Лифинцева, Н. Н. К. Д. Ушинский о миссии и роли учителя в культуре и образовании / Н. Н. Лифинцева // Материалы VI Всероссийской научно-образовательных Знаменских чтений «Духовные ценности российского общества в XXI в.» / Н. Н. Лифинцева. – Курск : Изд-во Курск, гос. ун-та, 2010.
15. Меньшиков, В. М. Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки спортсменов-единоборцев / В. М. Меньшиков, В. В. Акиньшин // Известия ВГПУ. – 2014. – №3 (264). – С. 123–126.
16. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание в семье – И.Ф. Свадковский. – M., 1972. – 143 с.
17. Хохлова, А. Б. Проблема подготовки учителя в педагогическом наследии Феофана Затворника / А. Б. Хохлова // Материалы IX Всеросийских научно-образовательных Знаменских чтений. XII Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика К. Д. Ушинского и психолого-педагогическая подготовка современного учителя» / А. Б. Хохлова. – Курск : Изд-во Курского гос. ун-та, 2013.
18. Шестак, А. Ф. Проявление агрессивности и ее коррекция в ходе подготовки по спортивным единоборствам с опорой на средства педагогического контроля : дис. … канд. пед. наук / А. Ф. Шестак. – СПб., 2003. – 157 с.
19. Fung, ALC, Lee, TKH. (2018)/ Effectiveness of Chinese martial arts and philosophy to reduce reactive and proactive aggression in schoolchildren. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 39(5): 404–414.
20. Mickelsson, TB. (2020). Modern unexplored martial arts–what can mixed martial arts and Brazilian Jiu-Jitsu do for youth development? European Journal of Sport Science, 20(3): 386-393.
Опубликован
19-03-2023
Как цитировать
Емельяненко Федор Владимирович. (2023). СФОРМИРОВАННОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ 12-18 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СМЕШАННОМ БОЕВОМ ЕДИНОБОРСТВЕ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 8(1), 28-34. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-18104
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА