ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Аннотация
В статье рассматривается применение личностно-ориентированной программы обучения физической культуре и спорту в ВУЗЫ, которая будет способствовать мотивации студентов к занятиям, гармонично развивая их личностно и физически. Предлагаются алгоритмы формирования такой программы на основе оценки удовлетворённости студентов, их типа личности и уровня физической подготовки.
Актуальность. В современном мире необходимо большое внимание уделять личности человека в процессе образования. Одним из таких способов становится применение личностно-ориентированного подхода в занятия физической культурой и спортом.
Проблема, цель, задачи. Проблемой становится низкая мотивация студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом, которую выделяют многие авторы, изучившие данный вопрос [5]. В качестве решения проблемы может выступать достижение цели исследования данной работы – применение нового алгоритма личностно-ориентированного подхода и оценка его эффективности различными методами для выявления путей повышения мотивации к занятиям.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования применялась личностно-ориентированная программа обучения по алгоритму, предложенному нами – с использованием 4 принципов и нового содержания занятий. Методами исследования стали: 1) опрос для выявления типа темперамента по Б.Н. Смирнову [1. С. 344]; 2) оценка удовлетворённости студентов; 3) оценка уровня физической подготовки по 5 нормативам: бег 30 м, 3 км, челночный бег 4×9, подтягивания, наклон из положения сидя.
Результаты и их обсуждение. Применение личностно-ориентированной программы по новому алгоритму оказалось эффективным в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, что доказали проведённые исследования. Результаты бальной оценки удовлетворённости занятиями говорят о том, что разработанный нами алгоритм в среднем повышает удовлетворённость студентов на 3,9 баллов к окончанию учебного года. Благодаря чему у студентов появляется мотивация и соответственно регулярность в занятиях и в результате значительно улучшаются показатели физической подготовки.
Выводы и заключение. Использование личностно-ориентированного подхода при занятиях физической культурой и спортом в вузах помогает учесть особенности и потребности студентов, благодаря чему повышается их мотивация, удовлетворённость занятиями и в итоге гармонично развиваются не только их физические, но и личностные качества.
Литература
2. Исупов, М. А. Влияние спорта на физическое и психологическое состояние человека / М. А. Исупов, Л. У. Удовицкая // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : Материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Чебоксары, 17 февраля 2023 года. – Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2023. – С. 337–340.
3. Качалова, С. В. Психологические особенности здорового образа жизни / С. В. Качалова, А. А. Соболь, А. В. Яни // Современные проблемы физического воспитания и спорта в системе высшего образования : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летнему юбилею кандидата педагогических наук, профессора Николая Алексеевича Соловьева, Ижевск, 16–17 мая 2023 года. – Ижевск: Удмуртский государственный аграрный университет, 2023. – С. 69–72.
4. Павлова, А. С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А. С. Павлова, А. Д. Лифанов, И. А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – Т. 16, № 6. – С. 323–325.
5. Стогова, Е. А. О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей / Е. А. Стогова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №2 (108). – С. 155–159.
6. Чуркин, Н. А. Уровень функциональных возможностей обучающихся вузов, подготавливаемых по различным программам физической культуры / Н. А. Чуркин, А. В. Яни, М. М. Омельченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3(193). – С. 481–484.
7. Козулько, А. Н. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям / А. Н. Козулько // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – Т. 14, № 1. – С. 99–104.
8. Распопова, Е. А. Сравнительный анализ доминирующих мотивов, побуждающих студентов разных вузов заниматься занятиями физической культурой / Е. А. Распопова, Ю. А. Постольник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 93–98.
9. Шинкаренко, О. В. Методическое обоснование основных направлений совершенствования физического воспитания студентов вузов / О. В. Шинкаренко, В. Н. Трофимов, Е. Н. Чеканушкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – № 4. – С. 109–115.
10. Яковлев, Б. П. Взаимозависимость мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности / Б. П. Яковлев, Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, Н. Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №2. – С. 25–28.
Copyright (c) 2024 Кузнецова Зинаида Васильевна , Федосова Людмила Павловна, Федотова Галина Викторовна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.