ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СТЕП-АЭРОБИКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ И КОНДИЦИОННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 12–14 ЛЕТ
Аннотация
Актуальность исследования заключается в необходимости эффективного развития координационных и кондиционных физических способностей девочек среднего школьного возраста. Дается краткая характеристика степ-аэробики, как одного из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики, способствующих оптимальному развитию координационных и кондиционных способностей, оказывающего положительное влияние на организм детей школьного возраста. Описана структура и содержание экспериментальной программы проведения внеурочных занятий по степ-аэробике для образовательных учреждений с учетом возрастных особенностей занимающихся «Степ-аэробика» для девочек 12-14 лет, базирующаяся на основе реализации дифференцированного подхода, позволяющего оказывать дополнительное воздействие на отстающие виды координационных способностей (КС) и двигательных способностей (ДС), занимающихся девочек 12-14 лет, что «оптимизирует процесс совершенствования координационных способностей» (КС). В качестве примера, представлен примерный комплекс специальных упражнений с использованием степ-платформы, направленный на развитие координационных способностей девочек 12-14 лет. Приведены результаты анкетного опроса, направленного на выявление степени востребованности степ-аэробики, по сравнению с другими видами двигательной активности, среди учащихся среднего школьного возраста. Доказана эффективность применения экспериментальной программы «Степ-аэробика», реализованная в условиях внеурочной деятельности с помощью организованного педагогического эксперимента с участием двух опытных групп – контрольной (КГ) (n=15) и экспериментальной групп (ЭГ) (n=15). В качестве критериев оценки рассматривается уровень развития кондиционных и координационных физических способностей девочек 12-14 лет в процессе педагогического эксперимента.
Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы развития координационных и кондиционных физических способностей девочек 12-14 лет в процессе внеурочных занятий степ-аэробикой.
Результаты и их обсуждение. Представлены результаты проведенного анкетного опроса детей среднего школьного возраста, направленного на выявление степени востребованности применения степ-аэробики в образовательном пространстве школьников 12-14 лет. Выполнена оценка уровня интегральной физической и координационной подготовленности девочек 12-14 лет, а также сравнительный анализ обозначенных показателей. Показана динамика темпов прироста показателей общей и координационной подготовленности девочек 12-14 лет.
Выводы. Доказано, что регулярные занятия по оздоровительной степ-аэробике на основе разработанной экспериментальной программы, организованные в процессе внеурочных занятий, оказывают положительное влияние на развитие координационных и кондиционных физических способностей девочек 12-14 лет.
Литература
2. Алексанян, С. Н. Средства и методы хореографии в танце-вальной аэробике : учеб.-метод. пособие / С. Н. Алексанян, Е. Н. Коюмджян, О. А. Шарина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016 – 110 с.
3. Бабикова, А. С. Спорт как фактор, формирующий здоровье и здоровый образ жизни / А. С. Бабикова, Г. М. Насыбуллина, С. З. Олькова // II Уральский медицинский журнал – 2012. – № 10 (102). – С.85-88.
4. Байсова, П. С. Аэробика как средство совершенствования ко-ординационных способностей / П. С. Байсова, Е. С. Иноземцева // Фи-зическая культура, здравоохранение и образование : Мат-лы X Меж-дун. науч.-практич. конф., посвященной памяти В. С. Пирусского, Томск, 17 ноября 2016 года / Под редакцией В. Г. Шилько. – Томск : Общество с ограниченной ответственностью «СТТ», 2016. – С. 58-60.
5. Борисенков, Д. Ю. Модернизация физического воспитания старшеклассниц сельских школ на основе применения степ-аэробики : дис. … канд. пед. наук / Д. Ю. Борисенков. – Смоленск, 2006. – 140 с.
6. Гаджиев, Д. М. Методические рекомендации по оздорови-тельной аэробике в образовательных учреждениях / Д. М. Гаджиев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 3. – С. 13-19.
7. Елагина, Н. Л. Особенности обучающихся среднего школьно-го возраста и их учёт при повышении уровня физической подготов-ленности / Н. Л. Елагина, А. С. Скиридова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. –№ 37. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obuchayuschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta-i-ih-uchyot-pri-povyshenii-urovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti (дата обращения: 15.10.2023).
8. Жерносек, А. М. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке : дис. … канд. пед. наук / А. М. Жерносек. – М., 2007. – 129 с.
9. Колесникова, И. А. Особенности формирования здоровья и физическая подготовленность детей и подростков в период школьного обучения : дис. … канд. мед. наук / И. А. Колесникова. – Архангельск, 2008. – 183 с.
10. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшин. – М. : Совет-ский спорт, 2004. – 464 с.
11. Липанова, Л. Л. Физическая активность подростков, обуча-ющихся в общеобразовательных школах / Л. Л. Липанова, Г. М. Насыбуллина // Вестник РГМУ. – 2013. – № 5-6. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-podrostkov-obuchayuschihsya-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah (дата обращения: 22.09.2023).
12. Лисицкая, Т. С. Аэробика: монография. – Т.1. Теория и ме-тодика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. – М. : Федерация Аэробики России, 2002. – 232 с.
13. Мельникова, Т. И. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и си-ловая аэробика : учеб. пособие / Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. – СПб. : ИПЦСЗИУ, 2015. – 216 с.
14. Мищенко, Н. Ю. Применение средств оздоровительной аэробики в процессе уроков физической культуры девочек 12-13 лет / Н. Ю. Мищенко // «Олимпия спортида замонавий илм-фан» //Халқаро илмий-амалий онлайн анжуман тўплами. – Т. : Ilmiy texnika axboroti-press nashriyoti, 2020. – С. 251-254.
15. Мищенко, Н. Ю. Развитие координационных способностей девочек 11-12 лет, занимающихся спортивной акробатикой / Н. Ю. Мищенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная ре-креация. – 2022. – № 7 (2). – С. 56-66. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17209
16. Мищенко, Н. Ю. «Эта веселая аэробика!». Оздоровительная аэробика в системе школьного обучения девочек 12-13 лет с примене-нием современных информационных технологий / Н. Ю. Мищенко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2020. – № 3 (27). – С. 35-48.
17. Никитушкин, В. Г. Метаучение способностей : монография / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, Р. И. Купчинов. – Воронеж : Элист, 2016 – 507 c.
18. Пармузина, Ю. В. Основы фитнес-аэробики : учеб. пособие / Ю. В. Пармузина, Е. П. Горбанева. – Волгоград : Волгоградская гос. акад. физ. культуры, 2011 – 149 с.
19. Популо, Г. М. Оздоровительная аэробика как средство раз-вития двигательных способностей детей младшего школьного возрас-та / Г. М. Популо, С. В. Сафоненко // Вестник Томского гос. ун-та. – 2020. – № 456. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnaya-aerobika-kak-sredstvo-razvitiya-dvigatelnyh-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.
20. Украинцева, Ю. А. Применение средств оздоровительных технологий для улучшения физического развития и двигательных ка-честв / Ю. А. Украинцева, С. А. Дайнеко, Г. А. Гуторова // Управле-ние инновациями: теория, методология, практика. – 2014. – № 11. – С. 121–124.
Copyright (c) 2024 Мищенко Наталья Юрьевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.