О роли медитации в процессе физической активности

  • Евгения Широкова Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
  • Марина Щеголева Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского https://orcid.org/0000-0002-9640-3239
Ключевые слова: информационный стресс, медитация, физическая активность, осознанное движение

Аннотация

В современном мире в связи с постоянно увеличивающимся объемом информации актуальной проблемой становится поиск средств, направленных на снижение информационной перегрузки. Информатизация и цифровизация общества приводит к еще большему снижению двигательной активности, что негативно отражается на здоровье и психологическом состоянии человека. Медитативные практики и возникшие на их основе двигательные методики могли бы способствовать значительному снижению информационной перегрузки и восполнению нехватки двигательной активности, что обусловило необходимость их более подробного изучения. В данной статье представлен теоретический обзор медитативных практик и результаты исследования самооценки эмоциональных состояний респондентов (методика А. Уэсмана и Д. Рикса), занимающихся двигательными медитациями. В результате исследования было выявлено, что респонденты, занимающиеся практикой медитации, обладают более высокой самооценкой эмоциональных состояний по сравнению с респондентами, не занимающимися медитацией.

Полученные результаты расширяют возможности применения медитативных практик в образовательных программах и программах спортивной подготовки с целью улучшению эмоционального состояния занимающихся.

Биография автора

Марина Щеголева, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

доцент кафедры физического воспитания

Литература

1. Голубев, Д.В. Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации / Д.В. Голубев // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 44–46.
2. Гутов, Е.В. Медитация / Е. В. Гутов // Современный философский словарь – М.: Пан-принт, 1998. – 1064 с.
3. Давыдова, В.Е. Использование медитации в спорте / В.Е. Давыдова В.Е., Е.В. Пастухов // Интернаука. – 2020. – № 9(138). – С. 18–19.
4. Зотова, О.М. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов / О.М. Зотова, В.В. Зотов // Человек и здоровье: курский научно-практический вестник. − 2015. − № 4. – С. 108–115.
5. Зотова, О.М. Функциональное состояние организма в условиях информационных перегрузок: информационный или хронический стресс? / О.М. Зотова // Павловские чтения: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. – Курский государственный медицинский университет, 2018. – С. 19–23.
6. Королев, Е.И. Использование техник медитации в психотерапии / Е.И. Королев // Концепции современного образования, время перемен: сборник научных трудов. – Казань, 2020. – С. 166–170.
7. Омельяненко, В.И. Динамическая медитация в спортивных танцах / В.И. Омельяненко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 1. – С. 46–50.
8. Постолатий, В. BigData шагает по планете / В. Постолатий // Российская бизнес-газета: Инновации. – № 896. – 2013. – URL: http://www.rg.ru/2013/05/14/infa-site.html. (дата обращения 20.11.2020).
9. Самотруева, М.А. Информационный стресс: причины, экспериментальные модели, влияние на организм / М.А. Самотруева, М.У. Сергалиева, А.Л. Ясенявская, М.В. Мажитова, Д.Л. Теплый, Б.И. Кантемирова // Астраханский медицинский журнал. − 2015. − Т. 10. – № 4. – С. 25–30.
10. Семенова, Т.И. Интеллект и механизмы психологической защиты / Т.И. Семенова // Сборник трудов международной научной конференции. – М.: ИП РАН, 2002. – Том 1. – С. 133–134.
11. Соколова, Н.А. Когнитивные практики востока в помощь современному студенту / Н.А. Соколова // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: материалы международной научно-методической конференции. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – 2016. – С. 352–354.
12. Уймина, Ю.А. Духовное совершенствование человека в учении Ошо: специфика методов медитации / Ю.А. Уймина // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. – № 5(439). – С. 32– 37.
13. Харлова, К.С. Развитие креативности в контексте танцевальной терапии / К.С. Харлова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2018. – Т.17. – № 4(149). – С. 56–64.
14. Широкова, Е.А. Ментальный фитнес в регулировании психологического благополучия студентов вуза / Е.А. Широкова, В.С. Макеева // Спортивный психолог. – 2020. – № 1(56). – С. 63–66.
15. Shirokova, E. Physical and psychological welfare of students at higher educational establishments during “soft” fitness and classical aerobics lessons / E. Shirokova E., V. Makeeva, G. Yamaletdinova, M. Shchegoleva // BIO Web Conf. – 2020, V.26. – 2020. – URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/abs/2020/10/bioconf_pes2020_00002/bioconf_pes2020_00002.html (дата обращения 20.11.2020).
16. Farb, N. Mindfulness meditation reveals distinct neural modes of self-reference / N. Farb, Z. V. Segal, H. Mayberg, J. Bean, D. McKeon, Z. Fatima, A. K. Anderson // Soc Cogn Affect Neurosci. – 2007. – V. 2(4). – P. 313–322.
Опубликован
06-04-2021
Как цитировать
Широкова, Е., & Щеголева, М. (2021). О роли медитации в процессе физической активности. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(1), 70-75. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/534
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА