ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ

  • Людмила Николаевна Волошина Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, Россия https://orcid.org/0000-0003-4373-1762
  • Елена Владимировна Гавришова Белгородский институт развития образования, Белгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-6846-3023
  • Татьяна Викторовна Панова Детский сад «Центр развития ребёнка» №57. Белгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-7800-1546
Ключевые слова: педагогическая поддержка,, старшие дошкольники, , двигательная деятельность, самостоятельность, инициативность, активность

Аннотация

Аннотация. Определена актуальность развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности. Дано научное обоснование структурно-функциональной модели педагогической поддержки развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности, доказана результативность её реализации в стимулировании активности детей.

Актуальность. Физические возможности детей ограничены не только возрастом, но и индивидуальными отличиями. Это требует от педагогов умения поддерживать разнообразие и нестандартность проявлений ребёнка в двигательной деятельности, обеспечивать вариативность форм поддержки инициативности и самостоятельности  

Проблема: определение содержательного наполнения и алгоритма реализации педагогической поддержки инициативности и самостоятельности детей в двигательной   деятельности. Цель: разработка и научное обоснование модели педагогической поддержки инициативности и самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности. Задачи: выявить уровень готовности детей к инициативному и самостоятельному участию в двигательной деятельности.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 106 детей в возрасте 5-7лет. Использованы методы анализа, обобщения результатов исследований, моделирования, наблюдения, шагометрии, t-критерий Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Педагогическая поддержка детской инициативы в двигательной деятельности, выстраивалось на основе функционально-структурной модели, разработанной в результате анализа современных исследований и инновационного опыта. Модель включает концептуально-целевой, содержательный, деятельностный и критериально-оценочный блоки

Выводы и заключение. Реализация модели педагогической поддержки обеспечила достоверный прирост показателей инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности. Достигнута оптимизация суточного объема   двигательной активности у мальчиков и девочек.

 

Литература

Список литературы

Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М. : Дрофа, 2018. – 100 с.

Волошина, Л. Н. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших дошкольников в двигательной деятельности / Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская, О. В. Никулина // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 16–27.

Воротилкина, И. М. Развитие самостоятельности в онтогенезе / И. М. Воротилкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 18.

Газман, О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/ О. С. Газман. – М. : Мирос, 2002. – 296 с.

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 336 с.

Сериков, В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии : монография / В. В. Сериков. – М. : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. – 291 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–18.

References

Bezrukih M.M., Filippova T.A. Stupenki k shkole. Obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [Steps to school. Educational program of preschool education]. Moscow, 2018. 100 p. (In Russ.).

Voloshina L.N., Galimskaya O.G., Nikulina O.V. Problemy formirovaniya samostoyatelnosti I aktivnosti starshih doshkolnikov v dvigatelnoj deyatelnosti [Problems of formation of independence and activity of senior preschool children in motor activity]. Nauchnyj rezultat pedagogika I psihologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2020, Vol. 6, no. 4, pp. 16–27. (In Russ.).

Vorotilkina, I.M. Razvitie samostoyatelnosti v ontogeneze [Development of independence in ontogenesis] Fizicheskaya kultura vospitanie obrazovanie trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2015, no. 4, pp. 18. (In Russ.).

Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody [Non-classical education: From authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom]. Moscow, 2002. 296 p. (In Russ.).

Veraxa N. E., Komarova T. S., Dorofeeva E. M. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [From birth to school. Innovative program of preschool education]. Moscow, 2019. 336 р. (In Russ.).

Serikov V.V. Pedagogicheskaya realnost i pedagogicheskoe znanie. Opyt metodologicheskoj refleksii: monografiya [Pedagogical reality and pedagogical knowledge. Experience of methodological reflection: monograph]. Moscow, 2018. 291 p. (In Russ.).

Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart doshkolnogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Doshkolnoe vospitanieya [Preschool education], 2014, no. 2, pp. 4–18. (In Russ.).

Опубликован
20-06-2021
Как цитировать
Волошина, Л. Н., Гавришова, Е. В., & Панова, Т. В. (2021). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 6(2), 22-29. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/562
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА