НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Наталия Николаевна Мелентьева Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. https://orcid.org/0000-0003-2871-899X
  • Александра Сергеевна Лопухина Вологодский государственный университет, Вологда, Россия https://orcid.org/0000-0003-4923-322X
  • Наталья Сергеевна Сверкунова Вологодский государственный университет, Вологда, Россия https://orcid.org/0000-0002-1819-5075
Ключевые слова: студенты, ослабленное здоровье, высшее образование, адаптивная физическая культура, настольные спортивные игры, инклюзия, тестирование, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, функциональное состояние.

Аннотация

Раскрывается проблема адаптивного физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями в высшем учебном заведении, их вовлеченности в занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Представлена программа комплексов групповых занятий настольными спортивными играми в рамках инклюзивной образовательной среды в вузе. Изучен уровень осведомленности обучающихся  о настольных спортивных играх; определена динамика развития физических качеств обучающихся, посещающих занятия настольными спортивными играми; определен прирост функционального и психоэмоционального состояния обучающихся.

Литература

Список литературы
1. Богоева, М.Д. нетрадиционных средств физической культуры в процессе физического воспитания для повышения уровня функциональных возможностей студентов с ослабленным здоровьем / М. Д. Богоева, С. Е. Гогинава, В. А. Вернигоренко, И. А. Павлова // Успехи современной наук. – 2016. Том 1, № 3. – С. 49–53.
2. Глазкова, Г. Б. Формирование универсальных компетенций по физической культуре и спорту у студентов специальной медицинской группы / Г. Б. Глазкова, О. В. Мамонова, В. Ю. Салов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 3. – С.62–64.
3. Есалиев, А. А. Организация занятий физической культуры для студентов в специальных медицинских группах / А. А. Есалиев, И. В. Лакомкина // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2019. – № 1. – С. 129–131.
4. Караван, А. В. Особенности применения средств лечебной физической культуры для решения проблемы сохранения и поддержания здоровья студентов специальной медицинской группы / А. В. Караван, А. Скударь // Путь науки. – 2015. – № 6 (16). – С. 87–88.
5. Мамонова, О. В. Модель физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О. В. Мамонова, О. В. Филимонова, Т. Н. Шутова // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 9. – С. 51.
6. Мамонова, О. В. Воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда / О. В. Мамонова, С. И. Филимонова, Л. М. Столяр, Р. Ю. Булычев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 25–27.
7. Рязанова, Е. А. Организация физической культуры в вузе для студентов с ослабленным здоровьем / Е. А. Рязанова, Е. А. Гиренко // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2017. – С. 124–128.
8. Симина, Т. Е. Содержание физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в экономическом вузе / Т. Е. Симина, Д. А. О. Фарзалиев, В. А. Прокшина, А. Л. Юрченко // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 1. – С. 38–40.
9. Спирина, М. П. Оптимизация учебного процесса по физической культуре студентов с отклонениями в состоянии здоровья / М. П. Спирина, В. П. Шлыков, Ю. В. Кузнецова, Л. И. Кизлов // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 70–72.
10. Татаров, В. Б. Использование различных форм занятий по физической культуре со студентами имеющих ослабленное здоровье / В. Б. Татаров // Международный научный журнал. – 2016. – № 9-2 (21). – С. 108–109.
11. Чистякова, Е. В. Методика проведения занятий по скандинавской ходьбе со студентами подготовительной и специальной медицинских групп в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов / Е. В. Чистякова, И. В. Соколова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 1. – С. 83–97.
12. Villouta, E. Facilitadores y barreras del proceso de inclusión en educación superior: la percepción de los tutores del programa Piane-UC // Estudios pedagógicos (Valdivia). – 2017. – Vol. 43 (1). – P. 349–369.

References
1. Bogoeva M.D., Goginava S.E., Vernigorenko V.A., Pavlova I.A. Primenenie netradicionnyx sredstv fizicheskoj kultury v processe fizicheskogo vospitaniya dlya povy`sheniya urovnya funkcionalnyx vozmozhnostej studentov s oslablennym zdorovem [The use of non-traditional means of physical culture in the process of physical education to increase the level of functional capabilities of students with poor health]. Uspekhi sovremennoj nauki [Successes of modern science], 2016, Vol. 1, no. 3, pp. 49–53. (In Russ).
2. Glazkova G.B., Mamonova O.V., Puxovskaya M.N., Salov V.Yu. Formirovanie universalnyx kompetencij po fizicheskoj kulture i sportu u studentov specialnoj medicinskoj gruppy [Formation of universal competencies in physical culture and sports among students of a special medical group]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 3, pp .62–64. (In Russ).
3. Esaliev A.A., Lakomkina I.V. Organizaciya zanyatij fizicheskoj kultury dlya studentov v specialnyx medicinskix gruppax [Organization of physical culture classes for students in special medical groups]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii [Resources of athletes' competitiveness: theory and practice of implementation], 2019, no. 1, pp. 129–131. (In Russ).
4. Karavan A.V., Skudar A. Osobennosti primeneniya sredstv lechebnoj fizicheskoj kultury dlya resheniya problemy soxraneniya i podderzhaniya zdorovya studentov specialnoj medicinskoj gruppy [Features of the use of means of therapeutic physical culture to solve the problem of preserving and maintaining the health of students of a special medical group]. Put nauki [Path of Science], 2015, no. 6 (16), pp. 87–88. (In Russ).
5. Mamonova O.V., Filimonova O.V., Shutova T.N. Model fizicheskogo vospitaniya studentov s osoby`mi obrazovatel`ny`mi potrebnostyami [Model of physical education of students with special educational needs]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 9, p. 51. (In Russ).
6. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Stolyar L.M., Bulychyov R.Yu. Fizicheskoe vospitanie studentov specialnyx medicinskix grupp na osnove ozdorovitelnyx vidov gimnastiki i bilyarda [Physical education of students of special medical groups based on health-improving types of gymnastics and billiards]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2017, no. 9. pp. 25–27. (In Russ).
7. Ryazanova E.A., Girenko E.A. Organizaciya fizicheskoj kultury v vuze dlya studentov s oslablennym zdorovem [Organization of physical culture at the university for students with poor health]. Sovremennye obrazovatelnye texnologii v mirovom uchebno-vospitatelnom prostranstve sbornik materialov XIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2017. Pp. 124–128. (In Russ).
8. Simina T.E., Farzaliev D.A.O., Prokshina V.A., Yurchenko A.L. Soderzhanie fizicheskogo vospitaniya studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya v ekonomicheskom vuze [The content of physical education of students with disabilities in the state of health in an economic university]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 1, pp. 38–40. (In Russ).
9. Spirina M.P., Shlykov V.P., Kuzneczova Yu.V., Kizlov L.I. Optimizaciya uchebnogo processa po fizicheskoj kulture studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Optimization of the educational process in physical culture of students with deviations in the state of health]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 2021, no. 2, pp. 70–72. (In Russ).
10. Tatarov V.B. Ispolzovanie razlichnyx form zanyatij po fizicheskoj kulture so studentami imeyushhix oslablennoe zdorove [The use of various forms of physical education classes with students with poor health]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal [International Scientific Journal], 2016, no. 9–2 (21), pp. 108–109. (In Russ).
11. Chistyakova E.V., Sokolova I.V. Metodika provedeniya zanyatij po skandinavskoj xodbe so studentami podgotovitelnoj i special`noj medicinskix grupp v Sankt-Peterburgskom gumanitarnom universitete profsoyuzov [Methodology for conducting Nordic walking classes with students of preparatory and special medical groups at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kultury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 2019, no. 1, pp. 83–97. (In Russian).
12. Villouta E. Facilitadores y barreras del proceso de inclusión en educación superior: la percepción de los tutores del programa Piane-UC. Estudios pedagógicos (Valdivia), 2017, Vol. 43 (1), pp. 349–369.
Опубликован
30-05-2022
Как цитировать
Мелентьева, Н. Н., Лопухина, А. С., & Сверкунова , Н. С. (2022). НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 7(2), 93-98. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2022-17214