ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Мелентьева Наталия Николаевна Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. https://orcid.org/0000-0003-2871-899X
  • Лопухина Александра Сергеевна Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. https://orcid.org/0000-0003-4923-322X
  • Яблокова Елизавета Николаевна СОШ №3 г. Сокол, Вологодская область, Россия.
Ключевые слова: принципы обучения, урок физической культуры, методика, обучение, физическое воспитание, обучающиеся.

Аннотация

Раскрывается вопрос значения и особенностей реализации принципов обучения на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Представлено понятие принципа в физическом воспитании, дана классификация принципов обучения. Проанализированы авторские методики реализации принципов обучения, приведены конкретные примеры из физкультурно-спортивной практики по каждому рассмотренному принципу обучения. Раскрыты значения и особенности применения следующих принципов: наглядности, сознательности и активности, индивидуализации, доступности, систематичности, последовательности, прикладности, преемственности. Акцентировано внимание на диалектическом единстве применяемых принципов в педагогическом процессе в рамках уроков физической культуры.

Литература

Список литературы
1. Баймуратов, К. К. Об принципах обучения межпредметной связи допризывной подготовки молодежи и физической культуры в общеобразовательных школах / К. К. Баймуратов, К. М. Нурматов, О. Г. Абдыраманов // Научные известия. – 2022. – С. 103-106.
2. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина ; под ред. Ю. Д. Железняка. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
3. Зверева, Е. Л. Формирование двигательной активности учащихся начальных классов с помощью дифференцированного подхода на уроках физической культуры / Е. Л. Зверева // Новая наука : Теоретический и практический взгляд. - 2016. – № 117-2. - С. 24-26.
4. Карпенко, И. Р. Принцип индивидуализации в физическом воспитании младших школьников / И. Р. Карпенко // Шуйская сессия аспирантов, педагогов, молодых ученых. Итоги 10-летия международной деятельности ШГПУ - Шуйского филиала ИвГУ : материалы ХII Международной научной конференции. – Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, 2019. – С. 93-96.
5. Кравчук, А. И. Правила реализации принципов обучения физическим упражнениям / А. И. Кравчук // Физкультурное образование Сибири. 2016. – Том 35. - № 1. – С. 26-28.
6. Литус, Р. И. Индивидуальный и дифференцированный подход к планированию нагрузки учащихся старших классов на уроках физической культуры / Р. И. Литурс // Управление в социальных и экономических системах. – 2016. – № 25. - С. 110-111.
7. Макиевский, И. М. Реализация принципа наглядности в обучении физическим упражнениям на занятиях физвоспитания со студентами БГУ / И. М. Макиевский, И. Н. Корсакова, Б. К. Тотошов // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2017. - № 1 (39). – С. 115-117.
8. Москалец, Т. В. Реализации принципа индивидуализации на уроках физической культуры в старших классах / Т. В. Москалец, Ю. А. Доценко, Р. В. Филиппов, С. В. Овчинникова // Передовые технологии в науке и образовании сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2020. Издательство: Общество с о граниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр» (Кемерово). – 2020. – С. 21-24.
9.Нестерова, И. Н. Принцип доступности как один из фундаментальных дидактических принципов на уроках физической культуры в школе: значение и особенности реализации / И. Н. Нестерова, Л. С. Монахова // Научный журнал Дискурс.- 2017. - № 9 (11). - С. 28-33.
10. Прохорова, М. В. Педагогика физической культуры : учебник / М. В. Прохорова, А. А. Сидоров, Б. Д. Синюхин, А. Г. Семенов. – Москва : Издательство «Путь» : ТИД «Альянс», 2006. – 288 с.
11. Пугачев, И. Ю. Приоритетные направления применения дидактических принципов обучения в высшей школе педагогики физического воспитания / И. Ю. Подрезов, Ю. Ю. Кораблев // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2017. – Том 22. - № 1 (165). – С. 39-42.
12. Пугачев, И. Ю. Преимущественные установки использования дидактических принципов обучения в теории и методике физического воспитания / И. Ю. Пугачев, Л. Г. Рубис // Проблемы физической культуры, спорта и туризма в свете современных исследований и социальных процессов
сборник трудов международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург), 2017. - С. 143-148.
13. Ревенко, Е. М. Индивидуализация физического воспитания и учет типологических свойств нервной системы обучающихся / Е. М. Ревенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. - № 3 (193). – С. 365-370.
14. Руденик, В. В. Система специфических принципов обучения в физическом воспитании / В. В. Руденик, А. К. Лушневский, Э. П. Позюбанов // Здоровье для всех. – 2010. - № 1. – С. 8-16.
15. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
16. Чикильдик, А. К. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках по физической культуре / А. К. Чикильдик, Ю. Н. Власов // Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. – Казань, 2016. – С. 81–82.

References
1. Bajmuratov K.K., Nurmatov K.M., Abdyramanov O.G. Ob principax obucheniya mezhpredmetnoj svyazi doprizyvnoj podgotovki molodezhi i fizicheskoj kultury v obshheobrazovatelnyx shkolax [On the principles of teaching interdisciplinary communication of pre-conscription training of youth and physical culture in secondary schools]. Nauchnye izvestiya [Scientific News], 2022. pp. 103–106. (In Russ).
2. Zheleznyak Yu.D., Kulishenko I.V., Kryakina E.V. Metodika obucheniya fizicheskoj culture [Methods of teaching physical culture]. Moscow, 2013. 256 p. (In Russ).
3. Zvereva E.L. Formirovanie dvigatelnoj aktivnosti uchashihsya nachalnyh klassov s pomoshyu differencirovannogo podhoda na urokah fizicheskoj kultury [Formation of motor activity of primary school students using a differentiated approach in physical education lessons]. Novaya nauka : Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad [New science: Theoretical and practical view], 2016, no. 117-2, pp. 24–26. (In Russ).
4. Karpenko I.R. Princip individualizacii v fizicheskom vospitanii mladshih shkolnikov [The principle of individualization in physical education of younger schoolchildren]. Shujskaya sessiya aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh. Itogi 10-letiya mezhdunarodnoj deyatelnosti ShGPU - Shujskogo filiala IvGU : materialy HII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Shuisky session of graduate students, teachers, young scientists. Results of the 10th anniversary of the international activity of SHSPU - Shuisky branch of IvSU : materials of the XII International Scientific Conference]. Ivanovo, 2019. pp. 93–96. (In Russ).
5. Kravchuk A.I. Pravila realizacii principov obucheniya fizicheskim uprazhneniyam [Rules for the implementation of principles of teaching physical exercises]. Fizkulturnoe obrazovanie Sibiri [Physical culture education of Siberia], 2016, vol. 35, no. 1, pp. 26–28. (In Russ).
6. Litus R.I. Individualnyj i differencirovannyj podhod k planirovaniyu nagruzki uchashihsya starshih klassov na urokah fizicheskoj kultury [Individual and differentiated approach to planning the workload of high school students at physical education lessons]. Upravlenie v socialnyh i ekonomicheskih sistemah [Management in social and economic systems], 2016, no. 25, pp. 110–111. (In Russ).
7. Makievskij I.M., Korsakova I.N., Totoshov B.K. Realizaciya principa naglyadnosti v obuchenii fizicheskim uprazhneniyam na zanyatiyah fizvospitaniya so studentami Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Implementation of the principle of visibility in teaching physical exercises in physical education classes with students of Bishkek Humanitarian University]. Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Bishkek Humanitarian University], 2017, vo. 1 (39), pp. 115–117. (In Russ).
8. Moskalec T.V., Docenko Yu.A., Filippov R.V., Ovchinnikova S.V. Realizacii principa individualizacii na urokah fizicheskoj kultury v starshih klassah [Implementation of the principle of individualization in physical education lessons in high school]. Peredovye tehnologii v nauke i obrazovanii sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Advanced technologies in science and education collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. Kemerovo, 2020. pp. 21–24. (In Russ).
9. Nesterova I.N., Monahova L.S. Princip dostupnosti kak odin iz fundamentalnyh didakticheskih principov na urokah fizicheskoj kultury v shkole: znachenie i osobennosti realizacii [The principle of accessibility as one of the fundamental didactic principles in physical education lessons at school: the meaning and features of implementation]. Nauchnyj zhurnal Diskurs [Scientific journal Discourse], 2017, no. 9 (11), pp. 28–33. (In Russ).
10. Prohorova M.V., Sidorov A.A., Sinyuhin B.D., Semenov A.G. Pedagogika fizicheskoj kultury [Pedagogy of physical culture]. Moscow, 2006. 288 p. (In Russ).
11. Pugachev I.Yu., Korablev Yu.Yu. Prioritetnye napravleniya primeneniya didakticheskih principov obucheniya v vysshej shkole pedagogiki fizicheskogo vospitaniya [Priority directions of application of didactic principles of teaching at the higher school of pedagogy of physical education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series : Humanities], 2017, vol. 22, no. 1 (165), pp. 39–42. (In Russ).
12. Pugachev I.Yu., Rubis L.G. Preimushestvennye ustanovki ispolzovaniya didakticheskih principov obucheniya v teorii i metodike fizicheskogo vospitaniya [Preferential attitudes to the use of didactic principles of teaching in the theory and methodology of physical education]. Problemy fizicheskoj kultury, sporta i turizma v svete sovremennyh issledovanij i socialnyh processov sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of physical culture, sports and tourism in the light of modern research and social processes proceedings of the international scientific and practical conference]. Sankt-Peterburg, 2017. pp. 143-148. (In Russ).
13. Revenko E.M. Individualizaciya fizicheskogo vospitaniya i uchet tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy obuchayushihsya [Individualization of physical education and consideration of typological properties of the nervous system of students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University], 2021, no. 3 (193), pp. 365–370. (In Russ).
14. Rudenik V.V., Lushnevskij A.K., Pozyubanov E.P. Sistema specificheskih principov obucheniya v fizicheskom vospitanii [System of specific principles of teaching in physical education]. Zdorove dlya vseh [Health for all], 2010, no. 1, pp. 8–16. (In Russ).
15. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta : ucheb.posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Theory and methodology of physical education and sports : studies.manual for students. higher. studies. institutions]. Moscow, 2000. 480 p. (In Russ).
16. Chikildik A.K., Vlasov Yu.N. Individualno-differencirovannyj podhod na urokah po fizicheskoj kulture [Individually differentiated approach to physical culture lessons]. Psihodidaktika vysshego i srednego obrazovaniya. Materialy odinnadcatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychodidactics of higher and secondary education. Materials of the eleventh International Scientific and Practical Conference]. Kazan. 2016. pp. 81–82. (In Russ).
Опубликован
19-03-2023
Как цитировать
Мелентьева Наталия Николаевна, Лопухина Александра Сергеевна, & Яблокова Елизавета Николаевна. (2023). ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 8(1), 52-57. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-18107
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА