РОЛЬ ТРЕНИНГОВ С БИОУПРАВЛЕНИЕМ В КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Елена Александровна Бирюкова Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Крым, Россия.
  • Елена Ивановна Нагаева Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Крым, Россия.
  • Мишин Николай Петрович Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Крым, Россия.
  • Власова Валерия Викторовна Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Крым, Россия.
  • Татьяна Владимировна Кускевич Средняя общеобразовательная школа №2 г. Симферополя. Крым, Россия.
Ключевые слова: стабилометрия, координация движений, биологическая обратная связь, млад- ший школьный возраст.

Аннотация

Рассмотрено влияние биологической обратной связи (БОС) по опорной реакции на систему коор-
динации движений у младших школьников. Исследование выявило, что 5-дневный курс ежедневных
5-минутных двигательно-когнитивных БОС-тренингов на стабилометрической платформе оказывает
существенное влияние на изменение функционального состояния системы поддержания равновесия
у младших школьников. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что БОС-тренинги
обладают высоким адаптивным действием, а также значительно уменьшают зависимость системы
поддержания равновесия детей младшего школьного возраста от когнитивных нагрузок во время
учебной недели.

Литература

1. Бирюкова, Е. А. Исключение влияния обучения в длительной серии постуральных тестов добровольцев / Е. А. Бирюкова, И. С. Миронюк, О. В. Кубряк // Журнал фундаментальной медицины и биологии. – 2018. – № 2. – С. 54–58.
2. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: Физическая культура и спорт, 2005. – 234 с.
3. Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом / Л. В. Волков. – М. : Астрель, 2002. – 80 с.
4. Капилевич, Л. В. Физиологические основы совершенствования точности движения на основе стабилографического тренинга с биологической обратной связью / Л. В. Капилевич, Е. В. Кошельская, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. – 2015. – Т. 41, № 4. – С. 73–81.
5. Кубряк, О.В. Биологическая обратная связь по опорной реакции: методология и терапевтические аспекты / О.В. Кубряк, С. С. Гроховский, Е. В. Исакова, С. В. Котов. – М. : Маска, 2015. – 128 с.
6. Кубряк, О. В. Практическая стабилометрия. Статические двигательно-когнитивные тесты с биологической обратной связью по опорной реакции / О. В. Кубряк, С. С. Гроховский. – М. : Маска, 2012. – 88 c.
7. Кубряк, О. В. Системные механизмы регуляции стабильности и управляемости вертикальной позы человека : автореф. дисс. … докт. биол. наук / О. В. Кубряк. – Москва, 2017. – 31 с.
8. Скворцов, Д. В. Стабилометрическое исследование / Д. В. Скворцов. – М. : Маска, 2010. – 176 с.
9. A Possible Marker of the Functional State Shift after Motor Task with Biofeedback in Volunteers / O. V. Kubryak, A. V. Kovaleva, E. A. Birukova, S. S. Grokhovsky, A. K. Gorbacheva, E. N. Panova // Физиология человека. – 2016. – Т. 42, – № 2. – С. 121–126.
10. Albu, A. Perceptual-Motor at Age of Growth and Development / Albu, A., Albu, C. // Iasi: Publishing House Spiru Haret. – 1999. – 91. – Р. 103-105.
11. Balance in healthy individuals assessed with Equitest: maturation and normative data for children and young adults / Ferber-Viart, E. Ionescu, T. Morlet, P. Froehlich, C. Dubreuil // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. – Т. 71. – 2007.– Р. 1041-1045.
12. Biddle, S. J. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews / Biddle S. J., Asare M. // Br J Sports Med. – 2011. – 45 (11). – Р. 886-895.
13. Cherng, J. Vestibular system in performance of standing balance of children and young adults under altering sensory conditions / J. Cherng, J. J. Chen, F. C. Su. – Percept: Motor Skills. – 2001. – 92. – Р. 1167–1179.
14. Ibrahim M .S. Efficacy of virtual reality-based balance training versus the Biodex balance system training on the body balance of adults / M. S. Ibrahim, A. G. Mattar, S. M. Elhafez, J. Phys. – Washington: Ther. Sci., 2016. – 250 p.
15. Jeffrey Q. Bostic Hart Building Better Brains: Evidence-Based Interventions to Enhance Contemporary Schooling / Jeffrey Q. Bostic, Lauren J. // Child Adolesc Psychiatric Clin. – 2012. – 21. – Р. 69-80.
16. Teasdale N. The role of proprioceptive information for the production of isometric forces and for handwriting tasks / N. Teasdale, R. Forget, C. Bard, J. Paillard, M. Fleury, Y. Lamarre. - San Francisco: Acta Psychol, 1993. – 450 р.
17. The impact of the availability of school vending machines on eating behavior during lunch: the Youth Physical Activity and Nutrition Survey / Park S, Sappenfield W. M., Huang Y., [et al.] // J Am Diet Assoc. – 2010. – 110 (10). – Р. 1532-1536.

References
1. Birukova E.A., Mironyuk I.S., Kubryak O.V. Isklyuchenie vliyaniya obucheniya v dlitel'noj serii postural'nyh testov dobrovol'cev [Elimination of the influence of learning in a long series of postural tests in healthy volunteers]. Zhurnal fundamental'noj mediciny i biologii [The journal of Fundamental medicine and biology], 2018, no 2, Pp. 54–58. (In Russ.).
2. Bogen M.M. Obuchenie dvigatelnym dejstviyam [Motor actions teaching]. Fizicheskaya kultura i sport [Physical culture and sport], 2005, 234 p. (In Russ.).
3. Volkov L.V. Sistema upravleniya razvitiem fizicheskih sposobnostej detej shkolnogo vozrasta v processe zanyatij fizicheskoj kulturoj i sportom [System of the school-age children physical abilities development on physical culture and sport]. Moscow, 2002. 80 p. (in Russ.).
4. Kapilevich L.V., Koshelskaya E.V., Krivoshekov S.G. Fiziologicheskie osnovy sovershenstvovaniya tochnosti dvizheniya na osnove stabilograficheskogo treninga s biologicheskoj obratnoj svyazyu [Physiological basis of the improvement of movement accuracy with the use of stabilographic training with biological feedback]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2015, vol. 41, no 4, Pp. 73–81. (in Russ.).
5. Kubryak O.V., Grohovsky S.S., Isakova E.V., Kotov S.V. Biologicheskaya obratnaya svyaz po opornoy reaktsii: metodologiya i terapevticheskie aspect [Biofeedback for support reaction: methodology and therapeutic aspects]. Moscow, 2015. 125 p. (in Russ.).
6. Kubryak O.V., Grohovsky S.S. Prakticheskaya stabilometriya. Staticheskie dvigatelno-kognitivnye testy s biologicheskoj obratnoj svyaz'yu po opornoj reakcii [Practical stabilometrics. Static motor and cognitive tests with the support resistance biofeedback]. Moscow, 2012. 88 p. (in Russ.).
7. Kubryak O.V. Sistemnye mekhanizmy regulyacii stabilnosti i upravlyaemosti vertikal'noj pozy cheloveka: avtoref. diss. na soisk. uch. stepeni dokt. biol. nauk [System mechanisms of regulation of human vertical posture stability and controllability. Abstract of thesis]. Moscow, 2017. 31 p. (in Russ.).
8. Skvortsov D.V. Stabilometricheskoe issledovanie [Stabilometric research]. Moscow, 2010. 176 p. (in Russ.).
9. Kubryak O.V., Kovaleva A.V., Birukova E.A., Grokhovsky S.S., Gorbacheva A.K., Panova E.N. A Possible Marker of the Functional State Shift after Motor Task with Biofeedback in Volunteers [A Possible Marker of the Functional State Shift after Motor Task with Biofeedback in Volunteers]. Human Physiology [Human Physiology], 2016, vol. 42, no. 2, Pp. 121–126. (in Russ.).
10. Albu A. Albu C. Perceptual-Motor at Age of Growth and Development. Iasi: Publishing House Spiru Haret. 1999. no. 91. Р. 103–105. (In English).
11. Ferber-Viart E. Ionescu, Morlet T., Froehlich P., Dubreuil C. Balance in healthy individuals assessed with Equitest: maturation and normative data for children and young adults. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. Т. 71, 2007. Р. 1041-1045. (In English).
12. Biddle S.J., Asare M. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews. Br J Sports Med. 2011. no. 45 (11). Р. 886-895. (In English).
13. Cherng J. Chen J.J., Su F.C. Vestibular system in performance of standing balance of children and young adults under altering sensory conditions. Percept: Motor Skills. 2001. 92. Р. 1167–1179. (In English).
14. Ibrahim M. S., Mattar A.G., Elhafez S.M., Phys J. Efficacy of virtual reality-based balance training versus the Biodex balance system training on the body balance of adults. Washington: Ther. Sci., 2016. 250 p. (In English).
15. Jeffrey Q. Bostic, , Lauren J. Hart Building Better Brains: Evidence-Based Interventions to Enhance Contemporary Schooling. Child Adolesc Psychiatric Clin. 2012. no. 21. Р. 69-80. (In English).
16. Teasdale N., Forget R., Bard C., Paillard J., Fleury M., Lamarre Y. The role of proprioceptive information for the production of isometric forces and for handwriting tasks. San Francisco: Acta Psychol, 1993. 450 р. (In English).
17. The impact of the availability of school vending machines on eating behavior during lunch: the Youth Physical Activity and Nutrition Survey / Park S, Sappenfield W. M., Huang Y., [et al.]. J Am Diet Assoc. 2010. no. 110 (10). Р. 1532-1536. (In English).
Опубликован
23-05-2020
Как цитировать
Бирюкова, Е. А., Нагаева, Е. И., Николай Петрович, М., Валерия Викторовна, В., & Кускевич, Т. В. (2020). РОЛЬ ТРЕНИНГОВ С БИОУПРАВЛЕНИЕМ В КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 3(3), 52-58. извлечено от https://fkis74.ru/index.php/fkstdr/article/view/219