ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Крыжевских Павел Вячеславович Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2453-3667
  • Мищенко Наталья Юрьевна Уральский государственный университет физической культуры. Челябинск, Россия
Ключевые слова: электронная рабочая тетрадь, виртуальное пространство, образо-вательно-дидактическая среда, сервисы Веб 2.0, учебная и трениро-вочная деятельность, юные футболисты.

Аннотация

Рассмотрены теоретико-методические основы проектирования и внедрения электронной рабочей тетради в учебный и тренировочный процесс юных футболистов, как одного из образовательно-дидактических средств обучения. Показано значение использования электронной рабочей тетради в учебном и тренировочном процессе юных футболистов. Определены структурные компоненты и представлены примеры заданий из электронной рабочей тетради по дисциплине «Футбол». Представлены результаты анкетного опроса юных футболистов 8-9 лет, направленного на выявление интереса к выполнению предлагаемых заданий электронной рабочей тетради. Приведен сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень достижения образовательных результатов в выполнении заданий дисциплины «Футбол» в конце эксперимента (в баллах по 12-бальной шкале оценки).

Актуальность исследования определяет возникшее противоречие между необходимостью создания и интеграцией современных цифровых образовательных ресурсов – дидактических материалов нового поколения в учебный и тренировочный процесс юных спортсменов игровых видов спорта и существующим недостаточным электронным научно-методическим обеспечением теории и практики футбола.

Цель исследования заключалась в выполнении анализа опыта разработки и внедрения электронной рабочей тетради в учебном и тренировочном процессе юных спортсменов, занимающихся футболом, как образовательно-дидактического средства организации их индивидуальной и самостоятельной работы, направленного на повышение качества теоретических знаний, умений и навыков, а также формирование уровня профессиональных компетенций в теоретических и методических вопросах по дисциплине «Футбол».

Методы исследования: контент-анализ исследований в рамках данной проблематики, сравнение, моделирование структуры электронной рабочей тетради, обобщение педагогического опыта, анкетный опрос, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математического анализа и статистики.

Результаты и их обсуждение. Исследование эффективности использования разработанной электронной рабочей тетради «Школа юного футболиста» в курсе «Футбол» позволило сделать вывод о возможности и целесообразности ее использования в учебном и тренировочном процессе юных футболистов, что выражено в следующем:

– применение различных интерактивных инструментов способствует повышению мотивации юных спортсменов-футболистов за счет активного использования средств информационно-коммуникационных технологий и ухода от традиционных бумажных тетрадей с их обязательными требованиями единого соблюдения правил оформления и единообразного выполнения предлагаемых заданий;

– с помощью электронных рабочих тетрадей юные спортсмены получают постоянный доступ к материалам и заданиям тренера, могут выполнять их в любое время со смартфона или компьютера.

– электронные рабочие тетради дополнены чатом для обсуждения, что позволяет юным спортсменам обмениваться мнениями, вариантами, задавать вопросы тренеру и товарищам, решать коллективные задачи.

– электронная рабочая тетрадь – это простой способ использовать больше форматов информации: видео, графику, слайды, лонгриды, благодаря чему объяснение теоретического материала и выполнение заданий различного характера проходит более разнообразно, что повышает интерес юных спортсменов к освоению конкретных тем дисциплины;

– электронная рабочая тетрадь предоставляет возможность тренеру исправлять ошибки обучающихся в тот момент, когда они их делают.

Выводы. Возможность включения в содержание разработанной нами электронной рабочей тетради «Школа юного футболиста» современного представления информации, интерактивных обучающих программ, новых средств контроля знаний для проверки и самопроверки способствует повышению образовательных результатов до «оптимального уровня» и выполнению всех предложенных заданий на 85 % у юных футболистов экспериментальной группы.

Литература

1. Бакленева, С. А. Организация самостоятельной деятельности кур-сантов военных вузов на основе электронного учебника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. А. Бакленева. – Воронеж, 2019. – 24 с.
2. Бордонская, Л. А. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство / Л. А. Бордонская, Г. И. Голобокова // Ученые записки ЗабГУ. – 2013. – № 6 (53). – С. 51-66.
3. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021-2023 годы [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа : https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ФКИС/ВПЦТ%20утвержденн о%20.pdf (Дата обращения 17.12.2022).
4. Дзюбенко, А. А. Новые информационные технологии в образова-нии / А. А. Дзюбенко. – М., 2007. – 104 с.
5. Ермакова, Е. Г. Использование информационных технологий в спорте / Е. Г. Ермакова // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 11(52). – С.32-36.
6. Зейналов, Г. Г. Информатизация образования : анализ некоторых теоретических проблем / Г. Г. Зейналов // Гуманитарные науки и об-разование. – 2015. – № 3. – С. 32-37.
7. Калашникова, С. Б. Облачная электронная рабочая тетрадь как до-полнительный инструмент взаимодействия субъектов учебного про-цесса / С. Б. Калашникова, М. П. Сухлоев // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 171-178; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37786 (дата обращения: 17.11.2022).
8. Крыжевских, П. В. Совершенствование профессиональных компе-тентностей тренеров по футболу в вопросах технической подготовки юных спортсменов / П. В. Крыжевских, Н. Ю. Мищенко // Профессио-нальное образование в сфере физической культуры и спорта: актуаль-ные проблемы и пути их решения : коллективная монография. – Челя-бинск : УралГУФК, 2022. – Глава 3. – С. 57-74.
9. Кудрявцева, Н. А. Разработка электронного пособия по организа-ции тренировочного процесса и подбору экипировки для занятий пау-эрлифтингом / Н. А. Кудрявцева // Актуальные исследования. – 2020. – № 23 (26). – Ч. I. – С. 26-32. – URL : https://apni.ru/article/1621-razrabotka-elektronnogo-posobiya-po-organiz.
10. Кыласов, А. В. Дигитализация спорта / А. В. Кыласов // Теория и практика физической культуры. – № 7 (24). – 2014. – С. 8.
11. Мищенко Н. Ю. Выявление средств и степени использования ин-формационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональ-ной деятельности тренеров по волейболу и педагогов дополнительно-го образования / Н. Ю. Мищенко, Е. А. Черепов // Среднее професси-ональное и высшее образование в сфере физической культуры и спор-та: современное состояние и перспективы развития : мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. (31 марта 2022 года) / Под ред. М. В. Габова. – Челябинск : «Уральская Академия», 2022. – С. 56-63. (372 с.).
12. Мищенко, Н. Ю. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры в вопросах формирования универсальных учебных действий (УУД) и функциональной грамот-ности детей школьного возраста в соответствии с требованиями Феде-рального государственного образовательного стандарта (ФГОС) / Н. Ю. Мищенко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2022. – № 4 (36). – С. 47-68.
13. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Фе-дерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7 M0.pdf (Дата обращения 15.11.2022)
14. Николаева, И. В. Интерактивное обучение в физическом воспита-нии вуза (на основе использования рабочей тетради) / И. В. Николае-ва, П. П. Николаев, Л. Г. Шиховцова, Ю. В. Шиховцов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3181–3185. – URL : http://e-koncept.ru/2014/54900.htm.
15. Огурцова, Е. Ю. О подготовке студентов педагогического вуза к использованию сервисов веб 2.0 в образовательном процессе // Акту-альные вопросы методики обучения математике и информатике : мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. преподавателей математики, инфор-матики школ и вузов. – Ульяновск, 2014. – С. 235-241.
16. Петров, П. К. Информационные технологии в физической культу-ре и спорте : учеб. пособие / П. К. Петров. – Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. – 460 с.
17. Петров, П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – №. 3. – С. 86-86.
18. Порядин, А. Е. Компьютерная технология тренировки техниче-ских приемов в спортивных играх / А. Е. Порядин, И. Г. Сидоркина, В. В. Роженцов // Вестник ЧГУ. – 2016. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-tehnologiya-trenirovki-tehnicheskih-priemov-v-sportivnyh-igrah (дата обращения: 01.12.2022).
19. Рыжкин, Н. В. Приоритетные направления физической культуры / Н. В. Рыжкин, А. Н. Корбан, О. Ю. Бровашова, Т. И. Тумасян // Sciences of Europe. – 2019. – № 35-4 (35). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnyenapravleniya-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 15.12.2022)
20. Тунцева, А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство ак-тивизации познавательной деятельности учащихся / А. Ю. Тунцева // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 376-378. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6361/ (дата обращения: 13.12.2022).
21. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии разви-тия информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570 (Дата обраще-ния 14.12.2022).
22. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализиро-ванных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. – М. : Советский спорт, 2011. – 160 с.
23. Kryzhevsky, P. The use of «COMBI» training method for developing technical competence in 7-8-year-old football players / P. Kryzhevsky, N. Mischenko, M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin, O. Limarenko, T. Mar-tirosova, E. Romanova // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). – 2022. – Vol. 22 (issue 1). – Art 19. – Pp. 153-159, January 2022 online ISSN: 2247 – 806X; p-ISSN: 2247 – 8051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES
24. Mischenko, N. Using «Flipped Classroom» pedagogical technology in school physical education / N. Mischenko, M Kolokoltsev, E. Romanova, V. Dychko, Y Dychko, D. Dychko, N Shaida, V. Yakovenko, S. Kokhan // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). 2020. – Vol. 20 (6). – Art 473. - Pp. 3504-3511, 2020 online ISSN: 2247 – 806X; p-ISSN: 2247 – 8051; ISSN – L = 2247 – 8051 © JPES, DOI:10.7752/jpes.2020.06473.
25. Vial, G. Understanding digital transformation: A review and a re-search agenda //The Journal of Strategic Information Systems. – 2019. – Т. 28. – №. 2. – С. 118-144.
26. Westerman, G. The nine elements of digital transformation / G. Westerman, D. Bonnet, A. McAfee // MIT Sloan Management Review. – 2014. – Т. 55. – №. 3. – С. 1-6.
27. Willwacher, S. Sports equipment: how the transformation from pas-sive to digital systems opens new doors and puts new demands on sports biomechanists / S. Willwacher // ISBS Proceedings Archive. – 2018. – Т. 36. – №. 1. – С. 1060.
Опубликован
19-03-2023
Как цитировать
Крыжевских Павел Вячеславович, & Мищенко Наталья Юрьевна. (2023). ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 8(1), 44-51. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2023-18106
Раздел
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА