О роли чувства ритма в эффективности соревновательной деятельности баскетболистов
Аннотация
Актуальность. Особенности соревновательной деятельности в современном баскетболе требуют от спортсменов умения чувствовать ритм движений и их частей, поскольку это умение позволяет точно воспроизводить направление, скорость, ускорение, а также эффективно осуществлять технические действия с мячом на игровой площадке. Средства аэробики являются одним из эффективных способов формирования чувства ритма в различных видах спорта, однако в баскетболе подобных исследований недостаточно. Цель исследования: проверить эффективность средств аэробики в развитии координационных способностей и чувства ритма у баскетболисток 12–14 лет. Материалы и методы исследования. В эксперименте приняли участие 30 девочек в возрасте 12–14 лет, занимающихся в секции по баскетболу. Экспериментальная группа составила 16 человек, контрольная группа – 14 человек. Стаж занятий респондентов составил от 2 до 4 лет. В экспериментальной группе применялась разработанная программа на основе средств аэробики, включающая в себя следующие компоненты: шаги и танцевальные элементы аэробики, перемещения по площадке, а также смена направления движения выполнялись под музыкальное сопровождение различного темпа; резко чередовались ритмические рисунки и движения; основные базовые движения с мячом выполнялись с различной скоростью. Респонденты контрольной группы занимались по стандартизированной программе. Результаты исследования. Целенаправленное внедрение в процесс подготовки баскетболисток элементов аэробики способствует улучшению чувства ритма, что отражается в статистически значимых приростах по всем исследуемым параметрам. При этом в контрольной группе статистические изменения отмечены только в двух показателях. Выводы. Проведенное нами исследование подтверждает тот факт, что целенаправленное внедрение средств аэробики в подготовку баскетболисток 12–14 лет позволяет улучшить координацию движений и сформировать чувство ритма, что отражается на показателях технической подготовленности.
Литература
2. Афтимчук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимчук. З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – №2(35). – С. 28–38.
3. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
4. Гончаров, В. И. О понятиях «ритм», «темп», «частота движений», «чувство ритма» / В. И. Гончаров, Т. Н. Власенко, Б. Г. Маньшин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – №1 (2015). – С. 122–126.
5. Зайцев, А. П. Развитие чувства ритма средствами фитнеса у студентов на занятиях футболом / А. П. Зайцева, М. А. Ковгар // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. – Уфа, 2022. – с. 95–99.
6. Ронь, И. Н. Пластичность движений как показатель координационных способностей / И. Н. Ронь, И. В. Тихонова, О. Ю. Рахмалина, А. И. Иванова // Символ науки. – 2021. – № 11-1. – с. 43–45
Copyright (c) 2025 Широкова Евгения Александровна, Щеголева Марина Анатольевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.